Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-376/2021 ~ М-382/2021 от 25.08.2021

Дело №2-376/2021

УИД 55RS0024-01-2021-000705-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Р.п. Нововаршавка                  10 сентября 2021 года.

Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шмидт Н.В., при секретаре Горячун А.В., с участием истца помощника прокурора Нововаршавского района Гончаровой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нововаршавского района Омской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Нововаршавского муниципального района Омской области «Каразюкская ООШ» и Комитету по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, о возложении обязанности по организации обследования технического состояния системы вентиляции образовательного учреждения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нововаршавского района Омской области в защиту неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к МБОУ Нововаршавского муниципального района Омской области «Каразюкская ООШ» и Комитету по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, которым просит: обязать МБОУ «Каразюкская ООШ» в срок до 01.08.2022 года, провести в зданиях образовательного учреждения обследование технического состояния системы вентиляции (ревизию, очистку и контроль эффективности), в рамках которого осуществить инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха; обязать Комитет по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, обеспечить финансирование МБОУ «Каразюкская ООШ» в целях выполнения заявленных выше мероприятий.

В обоснование заявленных требований, сославшись на следующее. Прокуратурой Нововаршавского района проведена проверка в сфере соблюдения законодательства о безопасных условиях обучения в образовательных организациях, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МБОУ «Каразюкская ООШ», в ходе которой выявлены следующие нарушения действующего законодательства.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В соответствии с пунктом 2.7.4 данных Правил, помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции. Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения вытяжки воздуха.

Вместе с тем, по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что с момента ввода зданий МБОУ «Каразюкская ООШ» в эксплуатацию (1987), обследование технического состояния системы вентиляции не проводилось, инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха не осуществлялись. По данному факту прокуратурой района 23.06.2021 в адрес директора МБОУ «Каразюкская ООШ» вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Из полученного ответа на представление следует, что МБОУ «Каразюкская ООШ» подано ходатайство в Комитет по образованию и связям с профессиональной школой о выделении финансовых средств на проведение соответствующих мероприятий. Однако, по результатам проведения повторной проверки прокуратурой района установлено, что реальное устранение нарушений по представлению прокурора не последовало. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении образовательной организацией возложенной на неё действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения. Бездействием образовательной организации, а также Комитета по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского района нарушаются права несовершеннолетних учащихся образовательной организации в сфере охраны жизни и здоровья, поскольку не позволяют обеспечить надлежащие безопасные условия обучения.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Нововаршавского района Омской области Гончарова А.Е. поддержала заявленные исковые заявления по изложенным в нем доводам и просит суд их удовлетворить.

Представители ответчиков: МБОУ «Каразюкская ООШ» и Комитета по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений на исковое заявление не представили.

Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, выслушав лиц, участвующих в деле суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в том числе, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Кроме того, аналогичные требования о создании безопасных условий обучения предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст. 44 названного Федерального закона государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Как следует из ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. СП 2.4.3648-20».

В соответствии с п. 2.7.4 указанных СП 2.4.3648-20 помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции. Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением. Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.

В судебном заседании установлено, что согласно п. 1.3 Устава (редакция №8) утвержденного Комитетом по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, зарегистрированного в налоговом органе, МБОУ «Каразюкская ООШ» Нововаршавского муниципального района Омской области является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в органах в порядке, установленном законодательством РФ. Финансовое обеспечение функционирования Учреждения осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности за счет субсидий из федерального, регионального и муниципального бюджетов; Учредителем Учреждения и собственником его имущества является Нововаршавский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя от имени Нововаршавского муниципального района Омской области осуществляет Администрация Нововаршавского муниципального района в лице Комитета по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области (п.1.2 Устава); учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде (п.1.6 Устава); основным видом деятельности Учреждения является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, а также присмотр и уход за детьми в дошкольных группах (п.2.3 Устава).

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор Нововаршавского района Омской области указал на выявленные нарушения в деятельности МБОУ «Каразюкская ООШ» действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, меры, к устранению которых не приняты.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Нововаршавского района Омской области, установлено, что с момента ввода зданий МБОУ «Каразюкская ООШ» в эксплуатацию в 1984 году, обследование технического состояния системы вентиляции специализированными организациями не проводилось, инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха не осуществлялись.

23.06.2021 прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Каразюкская ООШ», с целью устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, в том числе санитарно-эпидемиологического.

По результатам рассмотрения указанного представления директором МБОУ «Каразюкская ООШ» направлено сообщение о принятии мер по устранению выявленных нарушений, а именно, обращении с письменным ходатайством 23.07.2021 в Комитет по образованию Нововаршавского муниципального района, о выделении финансовых средств для исполнения названного выше представления прокуратуры.

По результатам проведенной прокуратурой Нововаршавского района повторной проверки МБОУ «Каразюкская ООШ» было установлено, что указанные в названном выше представлении нарушения санитарного законодательства не были устранены.

Согласно сообщения, направленного в прокуратуру Нововаршавского района Омской области председателем Комитета по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области на требование о проведении технического обследования вентиляции в образовательных учреждениях Нововаршавского района, испытания вентиляционных систем в образовательных организациях: МБОУ «Каразюкская ООШ» не проводилось с момента ввода зданий в эксплуатацию.

Учитывая законодательно закрепленную обязанность бюджетного учреждения соблюдать требования санитарного законодательства, бездействие бюджетного учреждения в части исполнения данной обязанности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Нововаршавского в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Каразюкская ООШ» о возложении обязанности устранения нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме в заявленный срок.

Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что действия могут быть совершены только ответчиками, требуют временных затрат, в т.ч. дополнительного финансирования, принимая во внимание осуществление формирования бюджета Нововаршавского муниципального района Омской области на 2021-2022 гг. без учета необходимости несения ответчиками расходов, вызванных принятием мер по исполнению решения суда, суд полагает, что заявленные прокурором района требования к Комитета по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, также подлежат удовлетворению.

Согласно постановления главы Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области от 18.02.2015 №256-п, утверждена новая редакция (№4) Положения о Комитете по образованию и связям с профессиональной школой.

Согласно п.1.1 названного Положения Комитет по образованию и связям с профессиональной школой является структурным подразделением Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области; Комитет является юридическим лицом, имеет права, исполняет обязанности, является истцом, ответчиком и третьим лицом в суде (п.1.3 Положения); Комитет финансируется из бюджета муниципального района, имеет лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по омской области, в финансовом органе, исполняющем бюджет Нововаршавского муниципального района (п.1.4 Положения); в функции Комитета входит в том числе, осуществление от имени Нововаршавского муниципального района полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций, иных учреждений в сфере образования, обеспечивающих работу образовательных организаций, расположенных на территории Нововаршавского муниципального района (п.3.1.6 Положения).

Как следует из материалов дела, выделение финансовых средств МБОУ «Каразюкская ООШ» для исполнения заявленных мероприятий осуществляется через Комитет по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчиков.

Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера уплате подлежит госпошлина для организаций в размере 6 000 рублей.

На основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Учитывая имущественное положение ответчиков, являющихся муниципальными учреждениями, учредителем которых является администрация Нововаршавского муниципального района Омской области, в бюджет которого администрируется госпошлина при её взыскании, суд полагает возможным освободить ответчиков в полном объеме от уплаты госпошлины.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.167 ч.3, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нововаршавского района Омской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нововаршавского муниципального района Омской области «Каразюкская ООШ» провести в зданиях образовательного учреждения обследование технического состояния системы вентиляции (ревизию, очистку и контроль эффективности), в рамках которого осуществить инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха, в срок до 01 августа 2022 года.

Обязать Комитет по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области обеспечить финансирование МБОУ «Каразюкская ООШ» для осуществления мероприятий по проведению обследования технического состояния системы вентиляции (ревизии, очистки и контроля эффективности) и осуществления инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха в образовательном учреждении.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Нововаршавский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Шмидт

Мотивированное решение изготовлено 10.09.2021

2-376/2021 ~ М-382/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нововаршавского района Омской области
Ответчики
Комитет по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области
МБОУ "Каразюкская ООШ"
Суд
Нововаршавский районный суд Омской области
Судья
Шмидт Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
novovorshcourt--oms.sudrf.ru
25.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2021Передача материалов судье
27.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2021Судебное заседание
10.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2021Дело оформлено
07.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее