Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4899/2023 ~ М-2019/2023 от 03.04.2023

УИД17RS0017-01-2023-002571-96

Дело № 2-4899/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    30 ноября 2023 года                              город Кызыл

        Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Биче-оол С.Х., при секретаре Байыр Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению У.Б.Ш. к Министерству образования Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии города Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

У.Б.Ш. обратился в суд к ответчикам с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указывая, что является сиротой с <данные изъяты> лет. Его мама ФИО1 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, отца с рождения не видел и не знает. Сведения об отце записано со слов матери. ФИО2 была его опекуном. Он учился в с. Бай-Тал, после поступил в училище в с. Тээли, камнерезом, далее поступил в Тувинский строительный техникум и окончил обучение в ДД.ММ.ГГГГ году. В настоящее время он не имеет собственного жилья, самому построить или купить жилье не имеет возможности. Поскольку он относиться к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечена родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоял в очереди на получение жилого помещения полагает необходимым предоставить ему однократно на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла, соответствующее санитарным гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 50 кв. м предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений предназначенных для проживания детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

Просит обязать Министерство образования Республики Тыва предоставить ему жилье по договору найма специализированных жилых помещений, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г. Кызыла Республики Тыва с площадью не менее 50 кв.м.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена Мэрия г.Кызыла.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечен Департамент капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г.Кызыла.

Не согласившись с иском, представитель ответчика Департамент капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г.Кызыла подал возражение на исковое заявление, указав, что Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ PT «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органом государственной власти субъекта Российской Федерации в орган местного самоуправления» (далее- Закон от 04.05.2023 г. №933-3PT). Решением Хурала представителей г. Кызыла от 30.08.2023 г. №57 внесены изменения в Положение о Департаменте капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла, в части осуществления полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями (пункт 3.4. Положения). Однако, с момента принятия названного Закона и по настоящее время со стороны органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице Министерства образования Республики Тыва, осуществлявшего полномочия по предоставлению жилья детям - сиротам не представлены документы и письменная информация городскому округу «Город Кызыл Республика Тыва» ни в лице Мэрии г. Кызыла, ни в лице Департамента актом приема-передачи по данной категории лиц, а именно учетные дела, реестр учета очередников (контрольные карточки), реестр заключенных договоров найма специализированного жилого помещения, а также документы по общим объемам субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета республики для осуществления полномочий по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что предусматривает фактическое затруднение в исполнении полномочий органом местного самоуправления указанного Закона. Соответственно Департаменту не представляется возможным представить мотивированный отзыв на указанное исковое заявление, в связи с фактическим отсутствием учетного дела истца. В рассматриваемом споре также усматривается юридическая коллизия, а именно нормы Закона Республики Тыва от 04.05.2023 г. №933- ЗРТ, противоречат нормам части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 3 части 6 статьи 19 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части нарушения порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, выраженное в отсутствии в указанном Законе способа (методики) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты, в подтверждение к тому прилагаем представление Прокуратуры Республики Тыва от 15.09.2023 г. №7-59-2023 «Об устранении нарушений законодательства об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда», адресованное Правительству Республики Тыва и ответ Правительства Республики Тыва на указанное представление от 27.10.2023г. №ОС-23- 10194/2023. Указанные противоречия могут привести к проблеме единообразия в применении и толковании норм названного Закона Республики Тыва от 04.05.2023 г. №933-3PT, в последующем к отмене нормативного правового акта, в подтверждение к тому прилагаем административное исковое заявление Мэрии г. Кызыла об оспаривании Закона Республики Тыва от 04.05.2023г №933-3PT. Просит отказать в удовлетворении искового заявления к Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла полностью.

На судебное заседание истец У.Б.Ш. не явился, извещен надлежащим образом.

Представители ответчиков Министерства образования Республики Тыва, Мэрии г.Кызыла, Департамента капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г.Кызыла на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей».

Пунктом 51 Положения о Министерстве образования Республики Тыва, утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 октября 2021 г. № 567, предусмотрено, что Министерство предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда.

Законом Республики Тыва от 04.05.2023 № 933-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва наделены государственными полномочиями по опеке и попечительству и обеспечению жилыми помещениями.

Так, в соответствии с п.3 ст. 1 Закона Республики Тыва от 04.05.2023 № 933-ЗРТ органы местного самоуправления наделяются следующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями: однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Республики Тыва, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда, передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения (пп.1); формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (далее - список) (пп.3); прием заявлений о включении в список, принятие решения о включении или об отказе во включении в список, формирование списка и хранение учетных дел (пп.4).

На запрос суда дан ответ за подписью министра образования Республики Тыва ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, остаются на региональном уровне за Министерством образования Республики Тыва.

Таким образом, поскольку установлено, что в настоящее время полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва – Министерство образования Республики Тыва, то именно данный орган является надлежащим ответчиком по спору, поэтому в требовании к ответчикам Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла следует отказать.

Из материалов дела следует, что свидетельству о рождении серии У.Б.Ш. <данные изъяты>

Согласно паспорту серии , выданного МВД по Республике Тыва ДД.ММ.ГГГГ году, У.Б.Ш., <данные изъяты>

Согласно решению Бай-Тайгиснкого районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление прокурора Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва в интересах несовершеннолетних ФИО3, У.Б.Ш., ФИО1 о лишении родительских прав ФИО1 и взыскании алиментов на содержание ее детей удовлетворены.

Постановлением территориального органа опеки и попечительства Бай-Тайгинского района кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние У.Б.Ш., ФИО3, ФИО1 переданы на попечение ФИО5.

Постановлением территориального органа опеки и попечительства Бай-Тайгинского района кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний У.Б.Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р., передан на попечение ФИО2.

Постановлением отдела по опеке и попечительству администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние У.Б.Ш., ФИО1 переданы на попечение ФИО2.

Согласно справке ГБПОУ РТ «Тувинский техникум информационных технологий» выданной У.Б.Ш. ДД.ММ.ГГГГ г.р. о том, что он в настоящее время обучается на 1 курсе по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) квалифицированных рабочих и служащих по профессии: «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» имеющему государственную аккредитацию от ДД.ММ.ГГГГ серия до ДД.ММ.ГГГГ лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского образования от ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ году истцу вручен диплом ГБПОУ Республики Тыва «Тувинский строительный техникум» по специальности столяр строительный, плотник, стекольщик.

Согласно контрольно-регистрационной карточке, выданной Министерством образования Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ, У.Б.Ш. поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ у У.Б.Ш. отсутствует недвижимое имущество.

Из ответа Министерства образования Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что У.Б.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории г. Кызыла Республики Тыва, с ДД.ММ.ГГГГ под .

Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.

Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.

Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у него в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании ответчиками не оспаривается.

Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ему жилого помещения подлежит удовлетворению.

Согласно постановлению Мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 N 2375, для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения.

Жилое помещение необходимо предоставить на территории города Кызыла Республики Тыва на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным, гигиеническим требованиям и техническим нормам, применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется.

При таких обстоятельствах доводы о предоставлении жилого помещения площадью не ниже 50 кв.м. не подлежат удовлетворению, поскольку, размер жилого помещения, предоставляемого из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) составляет в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения. При этом члены семьи истца не учитываются, следовательно, вопреки доводам иска, оснований для определения истцу площади не ниже 50 кв.м. не имеется.

Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение указанного закона законы Республики Тыва, не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. При этом, учитывается, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

        Исковое заявление У.Б.Ш. к Министерству образования Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии города Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН ) предоставить У.Б.Ш. (паспорт ) жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории городского округа г. Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м., в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Исковые требования У.Б.Ш. к Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии города Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 7 декабря 2023 года (без учета выходных дней).

Судья                                    С.Х. Биче-оол

2-4899/2023 ~ М-2019/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Уртунай Болат Шолбанович
Ответчики
Департамент капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла
Министерство образования и науки Республики Тыва
Мэрия г. Кызыла
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Биче-оол Снежана Хемер-ооловна
Дело на странице суда
kizilskiy-g--tva.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
08.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее