Дело № 12-41/2023 (№ 5-241/2023)
УИД № 48МS0049-01-2023-001527-22
РЕШЕНИЕ
13 июля 2023 года город Елец Липецкая область
Судья Елецкого городского суда Липецкой области Анпилова Г.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце административный материал по жалобе ОСФР по Липецкой области на постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области Беловой Е.Ю. от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Куманина Станислава Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца N..., гражданина РФ, паспорт №***, ранее не привлекавшегося к административной ответственности по главе 15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Куманин С.А., являясь директором ООО «Инновация», не представил в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Постановлением от 02.06.2023 мирового судьи мирового судьи судебного участка №1 г.Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области Белова Е.Ю. директор ООО «Инновация» Куманин Станислав Анатольевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 (четыреста) рублей.
Разъяснено Куманину С.А., что в соответствии с ч.1. ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5-7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 -8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Разъяснено Куманину С.А., что штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения настоящего постановления.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
ОСФР по Липецкой области не согласился с данным постановлением и обратился в Елецкий городской суд с жалобой, в которой просил изменить постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области Беловой Е.Ю. в части разъяснения должностному лицу возможности уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного штрафа.
В обоснование доводов жалобы указано, что мировым судьей не принято во внимание то обстоятельство, что вмененное Куманину С.А. административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью Общества, а в ходе осуществления Фондом обязанностей по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на основании положений Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Полагает, что предоставление Куманину С.А. возможности уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного судом административного штрафа, предусмотренного ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ является незаконным.
ОСФР по Липецкой области обратилось с ходатайством о восстановлении срока обжалования постановления мирового судьи, ссылаясь на то, что постановление было получено 07.06.2023.
Часть 1 ст. 30.3 КоАП РФ предусматривает, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно сопроводительному письму постановление направлено в ОСФР по Липецкой области 02.06.2023 и получено 07.06.2023, что подтверждается уведомлением о вручении.
Из материалов дела следует, что жалоба на постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области Беловой Е.Ю. от 02.06.2023 поступила в Елецкий городской суд 21.06.2023, которая была направлена 16.06.2023, что подтверждается штемпелем на конверте.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, прихожу к выводу, что срок на обжалование постановления мирового судьи судебного участка №1 г.Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области Беловой Е.Ю. от 02.06.2023 не пропущен.
Представитель ОСФР по Липецкой области не явился. О времени и месте судебного извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Куманин С.А. не явился. О времени и месте судебного извещен в установленном законом порядке, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь частью 2 статьи 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав и оценив письменные доказательства по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Из пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) следует, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 указанной статьи страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии;
4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона; 5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам;
6) сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Куманина С.А. к административной ответственности по статье 15.33.2 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что названным лицом, являющимся директором ООО «Инновация», в установленный срок не представлены сведения для индивидуального персонифицированного учета в органы СФР по месту регистрации.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Вывод мирового судьи о совершении директором ООО «Инновация» Куманиным С.А.. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства о страховании и названного Кодекса.
Между тем мировым судьей не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Положения аналогичного характера содержатся в пункте 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в пункте 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства РФ N 336).
При этом, согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее-Закон № 248 ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается положениями о соответствующем виде государственного и муниципального контроля (надзора), утверждаемыми Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона № 248 ФЗ).
Согласно положениям Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Фонд, территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 236-ФЗ Фонд осуществляет организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
При этом Фонд и его территориальные органы не входят в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которая определена Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", следовательно, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы не являются уполномоченными органами государственной власти, которые вправе осуществлять государственный контроль (надзор).
Таким образом, настоящее правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью ООО «Инновация». Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение заместителем начальника отдела взаимодействия со страхователями Управления персонифицированного учета Опритовой Н.В. факта непредоставления страхователем обязательных ежемесячных сведений о работающих у него застрахованных лицах, что указывает на наличие вмененного в вину административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, положения ч.1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, устанавливающие возможность уплаты административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа в данном случае не подлежат применению.
Таким образом, обжалуемое постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным в части разъяснения в резолютивной части о возможности уплаты Куманиным С.А. штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения настоящего постановления, в связи с чем оно подлежит изменению путем исключения из резолютивной части ссылки на положения ч.1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, и разъяснения Куманину С.А., что штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения настоящего постановления. В остальной части Постановление оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области Беловой Е.Ю. от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Куманина Станислава Анатольевича изменить - исключить из резолютивной части ссылки на положения ч.1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, и разъяснения Куманину С.А., что штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения настоящего постановления, жалобу ОСФР по Липецкой области - удовлетворить.
В остальной части Постановление оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Г.Л. АНПИЛОВА