Дело № 21-357/2020
Судья: Кушникова Н.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
31 июля 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «КарьерМ» Музякова С.И. на постановление государственного лесного инспектора – заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 17 сентября 2019 года и решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 9 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ, в отношении ООО «КарьерМ»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного лесного инспектора - заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № от 17 сентября 2019 года ООО «КарьерМ» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 9 июня 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, генеральный директор ООО «КарьерМ» Музяков С.И. просит постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что по делу неправильно определен субъект вмененного административного правонарушения, поскольку фактически нарушение закона допущено работником общества ФИО1, который находился в указанное время в отпуске без сохранения заработной платы и осуществлял работы для личных нужд.
В судебное заседание, состоявшееся 31 июля 2020 года, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения названной жалобы законный представитель ООО «КарьерМ» Музяков С.И., представитель Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики не явились.
В судебном заседании защитник ООО «КарьерМ» Ергунов И.Б жалобу поддержал.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, изучив материалы административного дела №, представленные МО МВД России «Врнарский», прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов.
Объективной стороной вмененного ООО «КарьерМ» административного правонарушения являются самовольные заготовки и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов, т.е. ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке (по договору или на основании ст. 11 ЛК РФ, устанавливающей право граждан свободно и бесплатно заготавливать и собирать их для собственных нужд), но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников и т.п., чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и проч.
Из материалов дела следует, что на основании приказа КУ Чувашской Республики «Лесная охрана» Министерства ресурсов и экологии Чувашской Республики № от 24 мая 2019 года участковым лесничим КУ ЧР «Лесная охрана» 11 июня 2019 года проведен натурный осмотр лесных участков с площадью 1,5 га, расположенных в выделе <данные изъяты> Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
В ходе осмотра установлено, что на данном лесном участке имеется песчаный карьер, который разрабатывает ООО «КарьерМ». Разрешающих документов на добычу песка у общества отсутствуют. При разработке карьера обществом вырыт котлован размером 8,20х9,60х8,60х6,40 м, глубиной от 1,90 до 2,10 м, при этом самовольно была снята и уничтожена лесная подстилка и почва.
По результатам проверки был составлен акт от 11 июня 2019 года.
Указанные действия общества послужили основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ, и вынесения постановления о назначении административного наказания.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ООО «КарьерМ» состава вмененного административного правонарушения, признав, что по делу не допущено каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления.
Вместе с тем с выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № составлен должностным лицом от 29 августа 2019 года, при этом в протоколе указано, что в указанный день представитель ООО «КарьерМ» явился в контору Вурнарского лесничества Минприроды Чувашии, которому было объяснены цель вызова в контору лесничества, т.е. для составления протокола об административном правонарушении. После ознакомления с материалами проверки представитель ООО «КарьерМ» не объяснив причину покинул контору лесничества.
Между тем сведений о том, кто именно представлял интересы общества в Минприроды Чувашии 29 августа 2019 года, в материалах дела не имеется, также не имеется доверенности лица, явившегося на составление протокола об административном правонарушении (л.д. 51).
Также в материалах дела не имеется сведений о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Так, в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении от 15 августа 2019 года (л.д. 52) указано, что в ходе осмотра лесного участка установлены нарушения, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9, ч. 2 ст. 8.26, ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ. Для составления и подписания протокола об административном правонарушении представитель должен явиться 29 августа 2019 года к 10 час. 00 мин. по адресу: <адрес>.
Однако из указанного уведомления не представляется возможным установить, в отношении кого возбуждено дело об административном правонарушении, по какой статье Кодекса РФ об административных правонарушениях должен быть составлен протокол об административном правонарушении. Также не имеется сведений о получении указанного уведомления ООО «КарьерМ».
Иных уведомлений о дате составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ в материалах дела не имеется.
Из решения Арбитражного суда Чувашской Республики по делу № следует, что судья признал ООО «КарьерМ» надлежаще извещенным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, уведомлением от 15 августа 2019 года, указав, что общество извещено о составлении протокола по ст. 7.9 КоАП РФ 29 августа 2019 года в 10 час. 00 мин. (л.д. 83).
Таким образом, сведений о том, что ООО «КарьерМ» было надлежащим образом извещено о дате составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Данным обстоятельствам при рассмотрении дела судом первой инстанции надлежащая оценка не дана.
На основании изложенного, учитывая, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения, позволяющего лицу, привлекаемому к административной ответственности, иметь точное представление как о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении, так и о конкретном факте правонарушения, в связи с которым в указанное в извещении время будет рассмотрено дело, принимая во внимание, что данные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, решение судьи районного суда законным признать нельзя.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 9 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ, в отношении ООО «КарьерМ», подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Вурнарского районного суда Чувашской Республики.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 9 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ, в отношении ООО «КарьерМ» отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Вурнарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова