Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-252/2022 ~ М-131/2022 от 30.03.2022

Дело № 2-252/2022

УИД 33RS0009-01-2022-000276-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2022 года                г. Камешково                                                                            

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Тимакова А.А., при секретаре                  Быловой Е.С., с участием прокурора Абрамовой Е.А., лица в интересах которого действует прокурор - Егоровой В.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Егорова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района в интересах Егоровой В.В. к администрации МО Вахромеевское Камешковского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в связи с признанием дома аварийным,

установил:

Прокурор Камешковского района, действующий в интересах             Егоровой В.В., обратился в суд с иском к администрации МО Вахромеевское Камешковского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в связи с признанием дома аварийным.

Просил обязать администрацию МО Вахромеевское Камешковского района предоставить Егоровой В.В. благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования Вахромеевское Камешковского района общей площадью не менее 83,2 кв.м.

В обоснование иска указано, что Егорова В.В. обратилась к прокурору района с заявлением о защите её жилищных прав.

Так, Егоровой В.В. на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность от 09.04.2014 принадлежала квартира площадью 83,2 кв.м., расположенная по адресу: ..... Жилой дом и находящееся имущество в нём уничтожено в результате пожара. Из-за пожара квартира, принадлежащая Егоровой В.В., стала непригодной для проживания. Постановлением администрации МО Вахромеевское Камешковского района от 20.03.2017 Егорова В.В. (состав семьи 2 человека) признана малоимущей в целях постановки на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. 21.03.2017 Егорова В.В. постановлением администрации МО Вахромеевское Камешковского района принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилых помещений, пригодных для проживания, у Егоровой В.В. и её сына Егорова С.В. не имеется.

При таких обстоятельствах, по мнению истца, орган местного самоуправления в целях соблюдения жилищных прав Егоровой В.В.,           Егорова С.В. обязан предоставить им жилое помещение для проживания.

Прокурор Абрамова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Доверитель Егорова В.В., третье лицо Егоров С.В. просили удовлетворить заявленные требования. Дополнительно указали, что жить им негде с 2015 года, то есть с момента пожара, в результате которого безвозвратно уничтожено все принадлежащее им имущество. Егорова В.В. пенсионер, нигде не работает. Сын в настоящее время трудоустроен, получает заработную плату в размере МРОТ. Купить себе жильё сами не могут.

Представитель ответчика администрации МО Вахромеевское Камешковского района, надлежащим образом уведомленный о времени, дате и месте судебного заседания в суд не прибыл.

На судебном заседании 19.05.2022 глава администрации МО Вахромеевское Камешковского района Уманова Ю.Н. исковые требования прокурора не признала, указала, что администрацией будет рассмотрен вопрос о снятии Егоровой В.В., Егорова С.В. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Так по имеющейся информации у Егоровой В.В. в собственности есть земельный участок, а Егоров С.В., возможно, уже не обладает статусом малоимущего гражданина. Свои доводы документально не подтвердила.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в своей совокупности, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Учитывая, что обращение с исковым заявлением является способом защиты прав лица на его обеспечение жилым помещением, суд находит обоснованным участие прокурора по делу в интересахЕгоровой В.В.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного Кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В ч. 2 ст. 15 ЖК РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Пунктами 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания. Тем самым, на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нем, установленным требованиям, в том числе путем признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 №376-О-П, согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются ст.ст. 85, 86, 89 ЖК РФ, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Если лицо является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, то разрешение вопроса об улучшении его жилищных условий возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, согласно которой учету подлежат только права собственника жилого помещения.

Права иных лиц, проживающих в данном жилом помещении, производны от прав собственника, поскольку положения ст. 30 ЖК РФ предусматривают право собственника жилого помещения предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.

Судом установлено, что Егоровой В.В. на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность от 09.04.2014 принадлежала квартира площадью 83,2 кв.м., расположенная по адресу: ....

В 2005 году в вышеуказанном доме произошел пожар, которым уничтожена квартира Егоровой В.В.

Вместе с Егоровой В.В. в сгоревшей квартире проживал её сын           Егоров С.В. (как член семьи).

Постановлением администрации МО Вахромеевское Камешковского района от 20.03.2017 Егорова В.В. (состав семьи 2 человека) признана малоимущей в целях постановки на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

21.03.2017 Егорова В.В. постановлением администрации МО Вахромеевское Камешковского района принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением администрации МО Вахромеевское Камешковского района от 29.05.2017 жилые помещения, расположенные в д. по адресу: ...., признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу.

Жилых помещений, пригодных для проживания, у Егоровой В.В. и Егорова С.В. не имеется.

При таких обстоятельствах, Егорова В.В. (состав семьи 2 человека) имеет право на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке.

Доводы администрации МО Вахромеевское Камешковского района об отсутствии оснований для предоставления Егоровым жилья во внеочередном порядке суд находит необоснованными ввиду нижеследующего.

Во-первых, суду не предоставлено доказательств, свидетельствующих об изменении статуса Егоровой В.В. и Егорова С.В. как малоимущих граждан, а равно и сведений о снятии указанных лиц с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Во-вторых, принадлежащий на праве собственности Егоровой В.В. земельный участок площадью 735+/-10 кв.м. с кадастровым расположен не под сгоревшим домом. Вид его разрешенного использования - личное подсобное хозяйство. Оснований для изъятия указанного участка у органа местного самоуправления не имеется.

В-третьих, представителем администрации МО Вахромеевское Камешковского района не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у Егоровой В.В. и Егорова С.В. пригодного для проживания жилья.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, вышеописанных норм права, оценки представленных доказательств и доводов сторон, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию МО Вахромеевское Камешковского района обязанности по предоставлению Егоровой В.В. (состав семьи 2 человека) благоустроенного жилого помещения в черте муниципального образования Вахромеевское Камешковского района общей площадью не менее 83,2 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Камешковского района в интересах Егоровой В.В. к администрации МО Вахромеевское Камешковского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в связи с признанием дома аварийным удовлетворить.

Обязать администрацию МО Вахромеевское Камешковского района предоставить Егоровой В.В.Дата обезл. года рождения на семью из 2 человек благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования Вахромеевское Камешковского района Владимирской области общей площадью не менее 83,2 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                   А.А. Тимаков

Справка: решение в окончательной форме изготовлено 20.06.2022.

2-252/2022 ~ М-131/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Камешковского района
Егорова Валентина Владимировна
Ответчики
Администрация МО Вахромеевское Камешковского района
Другие
Егоров Сергей Викторович
Суд
Камешковский районный суд Владимирской области
Судья
Тимаков А.А.
Дело на странице суда
kameshkovsky--wld.sudrf.ru
30.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2022Передача материалов судье
06.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2022Подготовка дела (собеседование)
22.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее