Дело № 12-601/2021
Р Е Ш Е Н И Е
15 сентября 2021 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Черномосркого районного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года № 5-311/2021,
у с т а н о в и л :
постановлением Черномосркого районного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года № 5-311/2021, индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности торгового объекта магазин <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на срок 90 (девяносто) суток с момента фактического запрета деятельности.
Не согласившись с принятым постановлением суда, Нерсисян Г.Г. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление районного суда и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения или уменьшить срок приостановления деятельности магазина с 90 суток до 30 суток.
Жалоба мотивирована тем, что выводы районного суда о наличии в действиях ИП Нерсисян Г.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ являются неправомерными.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих - влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе, противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектами правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 29 Закон № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Правительством Российской Федерации Постановлением № 417 от 02.04.2020 года утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно п. 1 которых граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Указом Главы Республики Крым от 17.03.2020 года №63-У с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Крым введен режим повышенной готовности.
Согласно п. 3 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У для индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не ограничена настоящим Указом, установлена обязанность проведения текущей профилактической дезинфекции препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, с кратностью, установленной соответствующими инструктивно-методическими рекомендациями (п. п. 3.2), соблюдение на объектах социальной дистанции до других граждан не менее 1,5 метра (п. п. 3.4); а также неукоснительное соблюдение рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. п. 3.7).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 22 мая 2020 года № 15 были утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной Инфекции (COVID-19)» (далее СП 3.1.3597-20), согласно п. 4.4. которых мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создание запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы; кроме торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Как усматривается из материалов дела, 09 июня 2021 года администрацией Черноморского района Республики Крым при проведении мониторинга торговых объектов, объектов общественного питания, объектов в сфере предоставления услуг и других на период действия введения повышенной готовности, установлены нарушения нормативно-правовых актов Республики Крым и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по месту осуществления предпринимательской деятельности ИП Нерсисян Г.Г. в магазине <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Срок для устранения недостатков установлен до 10 июня 2021 года.
10 июня 2021 года при повторном осмотре объекта коммерческой деятельности ИП Нерсисян Г.Г. администрацией установлено, что отсутствует разметка, подтверждение данных измерения температуры, данные по проведению дез. обработки помещений; не установлен рециркулятор воздуха. Материалы проверки направлены в Территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю, для соответствующего реагирования.
На основании Распоряжения Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 16 июня 2021 года, Территориальным отделом по Черноморскому и Раздольненским районам с 23 июня 2021 года по 28 июня 2021 года в магазине <данные изъяты> проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с заместителем прокурора Республики Крым.
В ходе проверки в магазине <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, сотрудниками контролирующего органа было установлено, что ИП Нерсисян Г.Г., нарушаются действующие санитарные правила, а также не выполняются санитарно-гигиенические и противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на создание безопасных условий для человека и предотвращение возникновения, а также распространение инфекционного заболевания COVID-19, представляющего опасность для окружающих, а именно:
-для измерения температуры тела сотрудников используется 1 контактный термометр (в магазине работают 2 продавца в смену), при этом дезинфекция термометра не проводится, журнал термометрии сотрудников не ведется (последняя запись в журнале 18.06.2021 года);
-не проводится надлежащая дезинфекция контактных поверхностей: дверных ручек, прилавков, кассовых аппаратов, выключателей, поверхностей столов (для дезинфекции используется Анолит АНК Cупep (дата производства 03.04.2020 года, срок годности 30 дней после вскрытия);
-отсутствует сертификат качества на Анолит АНК Супер, на кожный антисептик антибактериальный гель, журнал контроля приготовления и применения дезинфицирующего средства для уборки помещения ведется нерегулярно;
-одноразовые маски не используются, на момент проведения проверки продавец и покупатели находились в магазине без масок;
-бактерицидный облучатель воздуха рециркуляторного типа приобретен, но не установлен; согласно техническим характеристикам (мощность, площадь и объем обрабатываемых помещений и т.д.) бактерицидный облучатель рециркуляторного типа предназначен для обработки воздуха в объеме <данные изъяты>. в час, объем помещений магазина составляет <данные изъяты>.
Выявленные нарушения зафиксированы Актом проверки Территориального отдела по Черноморскому и Раздольненским районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 28 июня 2021 года, с приложением соответствующих фотоиллюстраций.
28 июня 2021 года на имя ИП Нерсисян Г.Г. выдано предписание № 82-21-02/3260-2021 относительно необходимости устранения выявленных нарушений.
По данному факту, 28 июня 2021 года главным специалистом-экспертом территориального отдела по Черноморскому и Раздольненским районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополя Полетаевой М.Ю. в отношении индивидуального предпринимателя Нерсисян Г.Г. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ИП Нерсисян Г.Г. в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28 июня 2021 года; актом проверки от 28 июня 2021 года; предписанием от 28.06.2021 года; выпиской из ЕГРИП; фотоматериалами.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов суда первой инстанции о виновности ИП Нерсисян Г.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судом установлено, что возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность у ИП Нерсисян Г.Г. имелась, однако доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований закона не представлены.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии с п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.05.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
Следовательно, административное приостановление деятельности, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Таким образом, именно характер совершенного правонарушения, его объективные признаки предопределяют возможность применения в качестве наказания административного приостановления деятельности.
Совершение данного правонарушения ИП Нерсисян Г.Г. свидетельствует о явном пренебрежении к установленным государством правилам и нормам, выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологических требований, допущенные индивидуальным предпринимателем в период ограничительных мероприятий, связанных с недопущением распространения опасного инфекционного заболевания, создают реальную угрозу здоровью и жизни людей в силу этого указанное правонарушение является наиболее грубым.
Довод жалобы о том, что рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.04.2020 года №02/7495-020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли» не являются санитарными правилами и не обеспечены реальным механизмом правового принуждения, является необоснованным, поскольку противоречит требованиям действующего законодательства.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, ИП Нерсисян Г.Г. вопреки доводам жалобы, правильно привлечен к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей первой инстанции соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права которые указаны в жалобе заявителя, не допущено.
Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены всесторонне, полно и объективно.
Срок давности и порядок привлечения ИП Нерсисян Г.Г. к административной ответственности не нарушены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу ФИО1 на постановление Черномосркого районного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года № 5-311/2021 - оставить без удовлетворения.
Постановление Черномосркого районного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года № 5-311/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>