Мировой судья Хабарин К.А.
Дело № 12-237/2023
УИД 22MS0140-01-2022-003995-05
№ 5-14/2023 (в 1-й инстанции)
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул, ул. Г.Исакова, 204 13 сентября 2023 года
Судья Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края Золотарев В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора ДПС взвода № 1 роты № 2 ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Барнаула от 31 января 2023 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Смирнова С.С., <данные изъяты>
прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении ..., составленному 2 декабря 2022 года инспектором ДПС взвода № 1 роты № 2 ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу ФИО1, 9 сентября 2022 года в 9 часов 48 минут по адресу: ///, Смирнов С.С. в нарушение требований пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, предъявленное в связи с управлением Смирновым С.С. автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ..., двигаясь по /// от /// в направлении /// в /// с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица. При этом данные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Деяние Смирнова С.С. административным органом квалифицировано по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела мировым судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поступившей в Ленинский районный суд г. Барнаула, инспектор ДПС взвода № 1 роты № 2 ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу ФИО1 просит постановление мирового судьи отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение, указывая, что с выводами мирового судьи о нарушении должностным лицом требований статей 25.7 и 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении процессуальных действий в отношении Смирнова С.С. нельзя согласиться, поскольку согласно заключению по результатам служебной проверки от 23 ноября 2022 года дело об административном правонарушении в отношении Смирнова С.С. было утрачено после внесения и регистрации данного дела в базе данных ФИС ГИБДД-М. В результате принятых мер дело восстановлено при помощи электронных копий процессуальных документов, имеющихся в базе данных Госавтоинспекции ФИС ГИБДД-М, а именно протокола об отстранении от управления транспортными средствами, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В электронных копиях отсутствуют сведения о понятых по причине того, что внесение сведений о понятых в подсистему «Административные правонарушения» ФИС ГИБДД-М не предусмотрено. В этой связи обеспечить явку в суд понятых, контактные данные которых неизвестны, не представилось возможным. 20 марта 2023 года был направлен запрос в Алтайский краевой наркологический диспансер о предоставлении копии протокола о направлении Смирнова С.С. на медицинское освидетельствование. Из полученной копии протокола были установлены понятые ФИО2 и ФИО3, которые были опрошены и подтвердили проведение с их участием процессуальных действий в отношении Смирнова С.С..
В судебное заседание по рассмотрению жалобы Смирнов С.С. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие данного лица.
Защитник Смирнова С.С. по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указав, что при рассмотрении настоящего дела мировому судье не представилось возможным установить фактические обстоятельства дела, в том числе проверить соблюдение установленной процедуры привлечения Смирнова С.С. к административной ответственности, в том числе отстранения Смирнова С.С. от управления транспортным средством, прохождения им освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медицинское освидетельствование; на представленных административным органом видеозаписях не зафиксированы соответствующие процессуальные действия; приложенные к жалобе дополнительные документы получены после судебного разбирательства при неустановленных обстоятельствах.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО4, проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующему решению.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом об административных нарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При вынесении обжалуемого постановления мировой судья пришел к выводу, что процессуальные действия по отстранению Смирнова С.С. от управления транспортными средствами, его освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, а также по направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, зафиксированные в представленных копиях, осуществлены должностными лицами с нарушением требований статей 25.7 и 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на представленных видеозаписях указанные процессуальные действия не зафиксированы, личности понятых не установлены. В этой связи представленные копии протокола об отстранении от управления транспортным средством, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения признаны мировым судьей недопустимыми доказательствами, как полученные с нарушением требований закона. Учитывая данные обстоятельства, мировой судья пришел к выводу об отсутствии достоверных и достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что в действиях Смирнова С.С. имеется состав вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с постановлением мирового судьи не имеется. Собранные по делу доказательства в своей совокупности не свидетельствуют о необоснованности выводов мирового судьи.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты (часть 2). Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе (часть 3). Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол (часть 4).
Главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым, в частности, относятся отстранение лица от управления транспортным средством, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно статье 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 этого Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 1.1). Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2). Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3). В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 4). Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5). Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 6). Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены (часть 7).
Согласно пункту 9 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (действовавших на момент совершения рассматриваемого деяния), результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством, составлении акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и внесении изменений в такие процессуальные акты.
Иное толкование вышеприведенных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом административный орган не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в указанные процессуальные акты (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2022 года № 5-АД22-41-К2).
Вместе с тем является очевидным, что представленные мировому судье документы, именованные копиями протокола об отстранении от управления транспортным средством ... от 9 сентября 2022 года (л.д. 4), акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения ... от 9 сентября 2022 года (л.д. 5) и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения ... от 9 сентября 2022 года (л.д. 9), не являются светокопиями оригиналов данных процессуальных актов, не содержат необходимых сведений и реквизитов, в частности сведений о понятых, принимавших участие при совершении данных процессуальных действий, и подписей участвующих лиц.
Данные, свидетельствующие о том, что Смирнов С.С. присутствовал при изготовлении копий названных протоколов и акта, отсутствуют. Подписи об ознакомлении Смирнова С.С. с содержанием данных копий и их вручении последнему, также отсутствуют. Отсутствуют и данные об извещении Смирнова С.С. о времени и месте восстановления утраченного административного материала, необходимости в связи с этим явки в административный орган.
Таким образом, оснований полагать о том, что копии (дубликаты) утраченных протокола об отстранении от управления транспортным средством, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения изготовлены должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Учитывая изложенное, мировым судьей сделан обоснованный вывод о признании названных протоколов и акта недопустимыми доказательствами по делу.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события или состава административного правонарушения.
Из анализа этих норм следует, что если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 названного кодекса обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, возбужденное производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах мировым судьей принято обоснованное решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Смирнова С.С. состава административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Смирнова С.С. производства по настоящему делу, имели место 9 сентября 2022 года.
Следовательно, срок давности привлечения Смирнова С.С. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек 9 сентября 2023 года.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанных норм, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Отмена постановления мирового судьи, о чем поставлен вопрос в настоящей жалобе, означала бы возобновление производства по делу, направленное на установление вины Смирнова С.С. в совершении административного правонарушения, за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности, что является недопустимым.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи, не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Барнаула от 31 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Смирнова С.С. оставить без изменения, жалобу инспектора ДПС взвода № 1 роты № 2 ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.В. Золотарев