Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1319/2024 (2-7147/2023;) ~ М-6281/2023 от 05.12.2023

Дело № 2-1319/2024 (2-7147/2023)

УИД 39RS0002-01-2023-007634-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Крутик Ю.А.,

при секретаре Ирхиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дербенченко Н.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о перерасчете размера пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Дербенченко Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – ОСФР по Калининградской области) о перерасчете размера пенсии, указав, что с ноября 2013 года является получателем пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако установленный размер коэффициента к фиксированной выплате не соответствует стажу работы в районах Крайнего Севера, который составляет более 25 лет. Ответчиком не представлен наглядный сравнительный расчет наиболее выгодного варианта расчета размера пенсии. Истец полагает, что оценка ее пенсионных прав произведена не в полном соответствии с действующим законодательством и по не наиболее выгодному для нее варианту. На основании изложенного просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера пенсии, установив коэффициент к фиксированной выплате 1,7, по наиболее выгодному варианту.

Истец Дербенченко Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Представитель истца Смирнова О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика Дисковская Т.В. в судебном заседании просила требования истца оставить без удовлетворения, указав, что пенсия назначена и выплачивается истцу в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Размер пенсии исчислен по п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», как по наиболее выгодному для Дербенченко Н.В. варианту; сравнительный расчет по п. 3 этой же статьи Закона направлен в адрес представителя с пояснениями, что такой вариант менее выгоден для истца. Также добавила, что коэффициент фиксированной выплаты 1,5 применен к пенсии с 01.03.2019 после того, как истец переехала на постоянное место жительства в Калининградскую область, оснований для сохранения коэффициента 1,7 не имеется, так как истец выехала из г. Магадана.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, в том числе материалы выплатного пенсионного дела Дербенченко Н.В., оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 РФ, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (п. 1 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ).

Аналогичные условия установления размера страховой пенсии предусмотрены п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = СК x ЗР/ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, СК - стажевый коэффициент.

При этом в пунктах 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящими пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются определенные периоды работы и иной деятельности. Исчисление продолжительности данных периодов производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте. При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.

Судом установлено и подтверждается материалами выплатного дела, что с 09.11.2013 Дербенченко Н.В. в г. Магадане назначена трудовая пенсия по старости на основании подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - за работу в РКС.

Размер пенсии исчислен по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, исходя из общего трудового стажа до 01.01.2002 – 22 года 8 месяцев 3 дня (страховой стаж 25 лет 2 месяца 8 дней, стаж работы в РКС – 22 года 6 месяцев 21 день), осовремененного среднемесячного заработка за период с 01.11.1988 по 31.10.1993, страховых взносов после 01.01.2002.

На дату назначения размер пенсии составил 9060,50 руб., из которых: 6137,53 руб. – фиксированный базовый размер страховой части, исчисленный исходя из коэффициента 1,7 (3610,31 руб. (установленный на 01.04.2013) * 1,7).

При этом фиксированный базовый размер пенсии был установлен на основании п. 6 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которому фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

На основании п. 5 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежал корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

В связи с чем, на основании приведенной нормы с 01.08.2014 произведен перерасчет размера пенсии Дербенченко Н.В. и на 31.12.2014 составил 9838,59 руб., где фиксированный базовый размер страховой части - 6647,58 руб.

При этом на дату назначения пенсии были учтены период обучения истца и период ухода за ребенком < Дата > г.р.

Поскольку с 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которыми были введены понятия «страховая пенсия по старости», «фиксированная выплата», «индивидуальный пенсионный коэффициент» (далее – ИПК), с этой даты Дербенченко Н.В. был установлен ИПК, равный 49,782.

Величина ИПК определена на основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливающей, что для лиц, которым по состоянию на 31.12.2014 установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина ИПК за периоды до 01.01.2015 определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, указанную в ч. 10 ст. 15 настоящего Федерального закона (64,10 руб.).

Таким образом, величина ИПК рассчитана следующим образом: 3191,01 руб./64,10 руб. = 49,782.

Выплата пенсии осуществлялась Дербенченко Н.В. с учетом индексаций и перерасчета по страховым взносам в Магаданской области вплоть до 28.02.2019. На указанную дату размер пенсии составлял 13411,10 руб., в том числе к фиксированной выплате применялся повышенный коэффициент 1,7 за работу и проживание в РКС.

После переезда истца на постоянное место жительства и постановки пенсионного дела на учет в пенсионном органе Калининградской области размер фиксированной выплаты пересмотрен и к нему применен коэффициент 1,5. Выплата пенсии продлена с 01.03.2019, размер пенсии составил 12344,27 руб.

Из пояснений представителя истца следует, что подача настоящего иска в суд обусловлена, прежде всего, несогласием Дербенченко Н.В. с размером пенсии после переезда и не сохранением ранее установленного коэффициента 1,7.

Между тем, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав Дербенченко Н.В. при определении размера страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней с учетом повышения фиксированной выплаты страховой пенсии ответчиком допущено не было.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.

На основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Таким образом, одним из основных условий для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях на работе, имеющей постоянный характер.

Данное положение Федерального закона «О страховых пенсиях» является элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное им правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2020 № 2096-О).

При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч. 7).

В соответствии с ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 11).

Согласно ч. 12 ст. 17 этого же Федерального закона повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица.

В силу требований ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.

На основании ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается без учета районного коэффициента.

Основываясь на правильном применении указанных правовых норм, пенсионный орган Калининградской области, производя расчет размера пенсии по новому месту жительства, правомерно исходил из того, что в соответствии с ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при выезде Дербенченко Н.В. за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается без учета районного коэффициента. Исключение составляют лица, которые на дату выезда из указанных районов имеют требуемую продолжительность северного и страхового стажа – в таком случае фиксированная выплата им устанавливается в повышенном размере с коэффициентом 1,5, что и было сделано ответчиком.

Таким образом, при постановке Дербенчеко Н.В. на учет в ОСФР по Калининградской области в связи с переездом истца на новое место жительства в г. Калининград, ей было установлено повышение фиксированной страховой выплаты, но на основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (без применения районного повышающего коэффициента за проживание пенсионера в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с ч. 10 ст. 17 этого же Закона), так как такой районный коэффициент применяется лишь на период проживания пенсионера в указанных районах (местностях), а потому после выезда за пределы таких территорий выплата районного коэффициента не производится.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что расчет и последующие перерасчеты пенсии истцу произведены правильно, примененные ответчиком нормы пенсионного законодательства являются обоснованными, оснований для перерасчета пенсии не имеется.

Также не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что исчисленный в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии является для нее менее выгодным.

По запросу суда ответчиком представлен подробный сравнительный расчет размера пенсии Дербенченко Н.В. на основании п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, из которого усматривается, что при выборе варианта расчета по п. 3 размер пенсии истца составит на 1271,36 руб. меньше, чем рассчитанный размер пенсии по п. 4.

Более того, необходимо обратить внимание, что при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 периоды обучения и ухода за детьми не учитываются, а периоды работы в РКС включаются в стаж в календарном исчислении, в то время как при определении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 периоды обучения и ухода за детьми подлежат учету, а периоды работы в РКС засчитываются в полуторном размере.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дербенченко Н.В., < Дата > года рождения, (СНИЛС ) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) о перерасчете размера пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 12 марта 2024 года.

Судья: подпись Ю.А. Крутик

2-1319/2024 (2-7147/2023;) ~ М-6281/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дербенченко Наталья Владимировна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области
Другие
Смирнова Ольга Александровна
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Крутик Юлия Александровна
Дело на странице суда
centralny--kln.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2024Предварительное судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
12.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
07.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее