Судья: Орлова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-9429
6 августа 2019 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ивановой Е.Н. и Желтышевой А.И.,
при секретаре – Нугайбековой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – ГУ МВД России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда города Самары от 16 мая 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Воробьева В.Г. - удовлетворить. Признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Воробьева В.Г. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - незаконным. Обязать ГУ МВД России по Самарской области восстановить Воробьева В.Г. в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ГУ МВД России по Самарской области в пользу Воробьева В.Г. расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, государственную пошлину в размере 300 рублей, а всего 5 300 (пять тысяч триста) рублей.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя ответчика - ГУ МВД России по Самарской области – Кутузовой Е.В., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя истца – Воробьева В.Г. – Казанской О.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Воробьев В.Г. обратился в суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и возложении обязанности восстановить истца в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения к ответчику – ГУ МВД России по Самарской области в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты в ГУ МВД России по Самарской области и включен в книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты ГУ МВД России по Самарской области за №№. ДД.ММ.ГГГГ Центральная жилищно-бытовая комиссия ГУ МВД России по Самарской области приняла решение о снятии Воробьева В.Г. с семьей в составе из 3-х человек с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011года №1223. С решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Истец, является пенсионером МВД России, имеющим стаж службы в органах внутренних дел 27 лет 11 месяцев, на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247 - ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Истец считает, что выводы Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области об утрате оснований получения единовременной выплаты являются неверными, поскольку истец является нанимателем жилого помещения по договору социального найма общей площадью 42,6 кв.м., проживает в смежной неизолированной комнате, в квартире проживает две семьи. Решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области, которая наделена государственными полномочиями по включению лиц из числа сотрудников внутренних дел в очередь по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, нарушает права и свободы истца.
На основании изложенного истец просил суд: 1) решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области, изложенное в протоколе №№ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением заместителя начальника ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №1№ о снятии Воробьева В.Г. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - незаконным; 2) обязать ГУ МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области восстановить на учете очередников Воробьева В.Г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ; 3) присудить истцу с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 33 000 рублей и по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик – ГУ МВД России по Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – ГУ МВД России по Самарской области судебная коллегия решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2011 года №1223 предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников: гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере; в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты; в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что принятие пенсионеров МВД России на учет, в целях предоставления единовременной социальной выплаты, возможно только в случае их нахождения до 1 марта 2005 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту прохождения службы.
Вместе с тем, по смыслу закона, утрата пенсионером МВД России оснований дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правовым основанием для снятия указанного гражданина с учета для получения спорной единовременной выплаты.
Из материалов дела видно, что истец, является пенсионером МВД России, имеет стаж службы в органах внутренних дел 27 лет 11 месяцев.
Судом первой инстанции также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец - Воробьев В.Г. поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты в ГУ МВД России по Самарской области и включен в книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты ГУ МВД России по Самарской области за №№.
Согласно выписки из протокола №№ решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ Центральная жилищно-бытовая комиссия ГУ МВД России по Самарской области приняла решение о снятии Воробьева В.Г. с семьей в составе из трех человек с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1223.
Также из материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ истец Воробьев В.Г. зарегистрирован по месту жительства в неприватизированной квартире общей площадью 42,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении по месту жительства было зарегистрировано 8 человек, в том числе, истец, а также его супруга и сын, нанимателем жилого помещения являлась сестра истца.
ДД.ММ.ГГГГ с истцом - Воробьевым В.Г. заключен договор социального найма в отношении указанного жилого помещения, в соответствии с которым истец является нанимателем данного жилого помещения, а в качестве члена семьи в помещение вселен его сын, позднее – в 2017 году в помещении по месту жительства зарегистрирована также супруга истца.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий У МВД России по г. Тольятти (протокол № 7), однако названное решение истцом не оспаривалось, а У МВД России по городу Тольятти к участию в настоящем деле не привлекалось.
Кроме того, из материалов дела следует, что основанием для снятия истца с учета на предоставление единовременной социальной выплаты согласно протокола №№ утвержденного распоряжением заместителя начальника ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №№, явилось именно снятие истца с учета жилищно-бытовой комиссии У МВД России по городу Тольятти.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
Так заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применен нормативный акт не подлежащий применению - Постановление Мэра города Тольятти от 5 октября 2005 года №141-1/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти», так как данное Постановление распространяется на граждан, состоящих в очереди в администрациях города Тольятти для обеспечения их муниципальным жилым фондом до договорам социального найма, между тем, как сотрудники органов внутренних дел подлежат обеспечению ведомственным жилым фондом МВД России. В связи с этим к гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, если они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, до 1 марта 2005 применяются нормы, действующие в момент принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поэтому судебная коллегия находит установленным факт утраты истцом оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что на момент заключения с истцом договора социального найма, в отношении вышеуказанной квартиры, то есть на 25 октября 2016 года, состав семьи истца составлял два человека, следовательно, в указанный момент истец был обеспечен жилой площадью и более учетной нормы, и более нормы предоставления (по 21,3 кв.м. на каждого проживающего в квартире), а данное обстоятельство является правовым основанием для снятия истца с учета для получения спорной единовременной выплаты, поскольку на учет он принимался в период пользования указанной квартирой восьмью лицами, то есть на каждого человека приходилось 5,33 кв.м. общей площади.
Также заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о неправильности выводов суда первой инстанции о необходимости применения к рассматриваемому спору нормы предоставления, а не учетной нормы, установленных указанными Правилами, между тем, учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет менее 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения на человека, однако у истца с составом семьи из трех человек в пользовании по договору социального найма имеется квартира площадью 42,6 кв.м., то есть по 14,2 кв.м., на каждого члена семьи, что превышает учетную норму, следовательно, требования истца не основаны на законе и в случае применения в рассматриваемому спору названного нормативного акта.
Вместе с тем, судебная коллегия находит убедительными доводы апелляционной жалобы о разрешении обжалуемым решением спора о правах и обязанностях, в том числе, лица, не привлеченного к участию в деле - У МВД России по городу Тольятти, что является самостоятельным и достаточным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, однако поскольку суд апелляционной инстанции находит требования истца не основанными на законе, судебная коллегия находит возможным разрешить данный спор без перехода к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, а кроме того выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым в удовлетворении рассматриваемого иска отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2019 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░ -