УИД №46RS0031-01-2023-001538-79
дело №2а-1363/2-2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2023 года г.Курск
Промышленный районный суд г.Курска в составе:
Председательствующего судьи Тарасовой Л.В.,
при секретаре Субботиной А.А.,
с участием:
представителя истца – помощника
прокурора Курского района Курской области Лисовиной О.А.,
ответчика Брусенцева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курского района Курской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Брусенцеву Сергею Викторовичу о возложении обязанности произвести расчет вероятного размера вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курского района Курской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском (с учетом его уточнения) к Брусенцеву С.В., мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Курского района, в соответствии с поручением прокуратуры Курской области, проведена проверка по вопросу нарушения законодательства об охране окружающей среды у <адрес>
Гидротехнические сооружения у <адрес> построены в1985 году прошлого столетия в противоэрозионных целях. Пруд сезонного регулирования, в настоящее время используется в целях рекреации и для рыборазведения.
Гидротехнические сооружения, образующие пруд на ручье без названия (притоке р. Рать) у <адрес> включены в перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Курской области, утвержденный протоколом КЧС и ОПБ Администрации Курской области.
В состав гидротехнических сооружений, образующих пруд на ручье без названия у <адрес> входят: земляная плотина, в теле плотины размещены паводковый водосброс и донный водоспуск.
ГТС поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер № В настоящее время ГТС принадлежит Брусенцеву С.В. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения (статья 9 Закона № 117-ФЗ).
Как установлено проверкой, исходя из акта обследования от 14.10.2022 собственником ГТС - ответчиком Брусенцевым С.В., в нарушение положений ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ, ст.ст.9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, не производился расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений.
Дальнейшая эксплуатация гидротехнических сооружений у с. Троица в неудовлетворительном техническом состоянии, а также в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как ненадлежащее техническое состояние ГТС может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и аварий, а отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а также делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что, в случае аварии, приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.
Просит обязать Брусенцева Сергея Викторовича в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Курской области не явился. О дне, времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель истца – помощник прокурора Курского района Курской области – Лисовина О.А. требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме по изложенным в исковом и уточенном заявлениях основаниям.
Ответчик Брусенцев С.В. не возражал против удовлетворения требования с учётом их уточнения, пояснив, что расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений им осуществлен и направлен на согласование в Министерство природных ресурсов.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителя истца, ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по. охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ) к числу гидротехнических сооружений отнесены, в числе прочих, плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, дамбы.
Статьей 8 Закона № 117-ФЗ установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения (статья 9 Закона № 117-ФЗ).
Согласно положениям статьи 9 Закона № № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов- хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 10 Закона № 117 основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, является декларация безопасности гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Как следует из материалов дела и установлено в суде, в соответствии с поручением прокуратуры Курской области, проведена проверка по вопросу нарушения законодательства об охране окружающей среды у <адрес>
Гидротехнические сооружения у <адрес> построены в1985 году прошлого столетия в противоэрозионных целях. Пруд сезонного регулирования, в настоящее время используется в целях рекреации и для рыборазведения.
Гидротехнические сооружения, образующие пруд на ручье без названия (притоке р. Рать) у <адрес> включены в перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Курской области, утвержденный протоколом КЧС и ОПБ Администрации Курской области.
В состав гидротехнических сооружений, образующих пруд на ручье без названия у <адрес> входят: земляная плотина, в теле плотины размещены паводковый водосброс и донный водоспуск.
ГТС поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер № В настоящее время ГТС принадлежит Брусенцеву С.В. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Исходя из акта обследования от 14.10.2022, организованного комитетом природных ресурсов Курской области ответчиком Брусенцевым С.В., в нарушение положений ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ, ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, не производился расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений.
В судебном заседании указанных обстоятельств ответчик не отрицал, пояснив, что расчет им произведен и направлен на утверждение в Министерство природных ресурсов Курской области.
Дальнейшая эксплуатация гидротехнических сооружений у с. Троица в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как ненадлежащее техническое состояние ГТС может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и аварий, а отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а также делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что, в случае аварии, приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.
Таким образом, суд находит уточнённые требования прокурора Курского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Курского района Курской области удовлетворить.
Обязать Брусенцева Сергея Викторовича в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2023 года.
Председательствующий Л.В. Тарасова