Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-339/2024 ~ М-120/2024 от 09.02.2024

Дело № 2-339/2024

УИД: 76RS0011-01-2024-000328-58                                     Изготовлено 22.08.2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2024 года                                                                                             г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Уколовой В.Н.,

при секретаре Седовой Н.В., с ведением аудио протоколирования,

с участием представителя истца Буховцевой М.С.,

представителя ответчика Васильева В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области к Зуеву Э.Е. об изъятии объекта культурного наследия,

установил

Постановлением Главы администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня объектов историко-культурного наследия Ярославской области" на государственную охрану принят выявленный объект культурного наследия "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>

Собственником указанного объекта культурного наследия является ответчик Зуев Э.Е.. В связи с наличием у здания статуса объекта культурного наследия в ЕГРН зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ установлено ненадлежащее техническое состояние объекта культурного наследия: по результатам осмотра стен наблюдаются существенные деформации; стены второго этажа западного и восточного фасадов обрушены, на сохранившихся участках стен наблюдаются диагональные трещины, разрушение кирпичной кладки, отслоение штукатурки красочного покрытия, след намокания. На части здания перекрытия обрушены. Имеются утраты штукатурно-красочного слоя цоколя, деструкция кирпича и связующего раствора. Кровля на большей части здания утрачена. Штукатурно-красочное покрытие отдельных элементов декора утрачено. Здание находится в аварийном состоянии, существует угроза его дальнейшего обрушения. Фотофиксацией от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается ненадлежащее техническое состояние объекта культурного наследия.

Таким образом, объект культурного наследия находится в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Требуется проведение работ по его сохранению (консервационные (противоаварийные) работы).

Ссылаясь на нормы статей Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), истец указывает, что собственники должны были выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия (консервационные (противоаварийные) работы) в целях сохранения имущества, находящегося у них во владении и являющегося объектом особой охраны, исполняя при этом публичную обязанность, установленную законом.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Зуеву Э.В, направлен акт технического состояния здания с составом(перечнем) работ по сохранению выявленного объекта культурного наследи «Дом жилой» кон. XVIII- нач. XIX в., расположенный по адресу: <адрес> Ответа от ответчика в адрес надзорного органа не поступило.

Собственником здания не предпринималось и не предпринимается никаких мер против ухудшения состояния памятника, не выполняются требования по сохранению объекта культурного наследия, чем нарушены обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия (подпункт 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ).

Невыполнение ответчиком требований к сохранению объекта культурного наследия, в том числе невыполнение работ по консервации объекта культурного наследия, повлекло ухудшение физического состояния памятника. В результате такого бесхозяйственного содержания объекту культурного наследия грозит утрата, причем не только ценным элементам здания, но и объекту в целом, что в соответствии со статьей 54 Федерального закона N 73-ФЗ является основанием для изъятия у собственника объекта культурного наследия с последующей продажей с публичных торгов.

В соответствии с п. 1.1 Положения о государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2015 № 659-п (далее - Положение о службе), служба является исполнительным органом Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 3.2.10 Положения о службе, служба предъявляет иски в суд в случае нарушения законодательства об объектах культурного наследия.

В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования в части определения статуса объекта культурного наследия. В связи с проведением по инициативе и за счет ответчика государственной историко-культурной экспертизы уточнен статус объекта культурного наследия: памятник- нежилое здание площадью 486,7 кв. м с кадастровым номером N , являющееся объектом культурного наследия "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ на основании Приказа Государственной службы охраны объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ .

Указанный дом находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 76622:010108:44, расположенный по адресу: <адрес>, собственником дома и земельного участка является ответчик.

      На основании изложенного и ссылаясь на нормы ст. ст. 11, п. 1 ст. 33, 40, 41, 47.1, подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3, ст. 54, ч. 1 ст. 61 Федерального закона N 73-ФЗ, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее - ГК РФ), пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), истец с учетом уточнения просит изъять у Зуева Э.Е. нежилое здание площадью 486,7 кв. м с кадастровым номером N , являющееся объектом культурного наследия "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> с последующей продажей указанного здания и земельного участка с публичных торгов в установленном законом порядке.

     Представитель истца по доверенности Буховцева М.С. в судебном заседании иск поддержала, привела объяснения, аналогичные изложенным в иске, объяснила, что проведение за счет ответчика государственной историко-культурной экспертизы посредством которой уточнен статус объекта культурного наследия, подтвердившая обоснованность включения дома в реестр объектов культурного наследия, не может свидетельствовать о том, что ответчиком предпринимаются какие-либо меры по сохранению и консервации руинированного объекта культурного наследия.

Постановлением Главы администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня объектов историко-культурного наследия Ярославской области" на государственную охрану принят выявленный объект культурного наследия "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>.Данное постановление являлось нормативным действующим актом, обязательным для исполнения, никем не оспоренным.

Требования, предъявляемые к собственникам объектов культурного наследия, включенным в реестр объектов культурного наследия и являющимися вновь выявленными культурного наследия, в том числе по сохранению и консервации, являются аналогичными, что закреплено ст.33.1 ст.63 Федерального закона N 73-ФЗ. Несвоевременное включение объекта культурного наследия в реестр, в связи с отсутствием государственной экспертизы, на обязанности собственника объекта культурного наследия и процедуру согласования работ по сохранению памятника истории и культуры никак не влияет. Требования к сохранению согласно ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ включают в себя обязанность собственников нести расходы на содержание и поддержание здания в надлежащем техническом состоянии, для составления акта технического состояния согласно ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ не требуется уведомления собственников. По сравнению с состоянием объекта в период обследования в 2022 году, и 2023 году в настоящее время его состояние заметно ухудшилось. В 2022 году ответчику направлено уведомление с запросом о планируемых действиях в отношении приведения объекта в надлежащее техническое состояние, собственник данное уведомления получил, однако никаких действий, вплоть до окончания судебного разбирательства не предпринял. Пояснила, что ответчик, указанные в акте технического состояния мероприятия не выполнил: не организовал получение в службе задания на проведение работ по сохранению здания, не согласовал проведение работ подрядчиком, не представил в службу отчетную документацию и акта приемки-передачи работ по сохранению памятника истории и культуры. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что никаких работ по консервации выявленного объекта культурного наследия ответчиком не выполнены. Ответчик не исполняет обязанность по содержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии, что влечет его полную утрату. Просила иск удовлетворить.

Ответчик Зуев Э.В. в судебное заседание не явился, надлежаще извещён о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Доверил представлять свои интересы представителю Васильеву В.Ю.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать, объяснил, что Зуев Э.В. приобрел здание, являющееся объектом культурного наследия, чей статус не был подтверждён государственной экспертизой, уже в руинированом состоянии. Проведению консервационных работ препятствовало бездействие истца по невыполнению требования Федерального закона N 73-ФЗ о проведении государственной экспертизы объекта культурного наследия, для подтверждения статуса спорного объекта. Отсутствие у здания подтверждённого статуса объекта культурного наследия, подлежащего включению в реестр учета объектов культурного наследия, препятствовало надлежащему определению порядка обращения за получением задания по консервации здания. После подачи иска, Зуевым Э.Е. проведена экспертиза, позволившая уточнить статус культурного объекта, предприняты меры по защите здания от проникновения посторонних лиц, во исполнение решения Угличского районного суда Ярославской области от 2022 года. Своевременное выполнение задания по консервации объекта затрудняет также тяжелое материальное положение ответчика, поскольку разработка проекта и проведение подрядных работ требуют значительных материальных затрат. В связи с тем, что объект имеет местное культурно-историческое значение, то и согласование работ теперь требуется в Администрации города Углича, куда ответчик намерен обратиться сразу после судебного заседания с целью согласования проведения работ по восстановлению здания для последующего современного его использования.

Представители третьих лиц в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом и своевременно о дате, месте и времени судебного заседания, возражений суду не предоставлено. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта недвижимости.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, а также отношения в области государственной охраны и пользования недвижимыми объектами культурного наследия регулируются положениями Федерального закона N 73-ФЗ.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону N 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относятся, в том числе: государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 4); осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 4.1); установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия (п. 4.2); установление требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения.

Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа охраны объектов культурного наследия о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия;

выдавать предписания, в том числе:

об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия;

привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

предъявлять в суд: иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре;

в случае, если собственник выявленного объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 1.1 Положения о государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2015 г. N 659-п, служба является исполнительным органом Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 2.2 вышеуказанного Положения Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области осуществляет полномочия по государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия, в том числе, региональному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно п. 3 вышеуказанного Положения Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области осуществляет, в том числе, функции:

при осуществлении государственной охраны объектов культурного наследия: организует исследования, необходимые для осуществления государственной охраны объектов культурного наследия (п. п. 3.1.1.6);

при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия: проводит профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия (п. 3.1.2.1) и принимает меры по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе, выдача контролируемому лицу рекомендаций по соблюдению обязательных требований и (или) предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований; составление протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; направление протоколов об административных правонарушениях и иные материалы дела об административном правонарушении в суд (п. 3.1.2.2);

по вопросам сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия: устанавливает, в том числе, требования к сохранению объектов культурного наследия (п. 3.1.3.8).

Согласно п. 3.2.10 вышеуказанного Положения служба вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения законодательства об объектах культурного наследия.

Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия определены в статье 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники обязаны, в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

В соответствии с положениями статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, введенной Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ, региональный орган охраны объектов культурного наследия обязан уведомить собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (п. 9).

Обязанность собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления (п. 12).

Таким образом, выполнение требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо имеющего статус выявленного объекта культурного наследия напрямую связано с информированностью собственника или иного законного владельца о наличии таких требований.

В отношении выявленных объектов культурного наследия требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия указываются в уведомлении.

Статьей 54 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия обращается региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем дома.

Следовательно, в силу ст. ст. 16.1, 47.3, 54 Федерального закона N 73-ФЗ основаниями для изъятия у ответчиков (собственников выявленного объекта культурного наследия регионального значения) спорных жилого дома и земельного участка, на котором расположен жилой дом, являются невыполнение ответчиками, уведомленными истцом о включении принадлежащего им жилого дома в списки вновь выявленных объектов культурного наследия, требований к сохранению такого объекта, предъявленных истцом, либо совершение ответчиками действий, угрожающих сохранности данного объекта и влекущих утрату им своего значения.

Указанные юридически значимые обстоятельства в силу ст. 56 ГПК РФ должен доказать истец.

Судом установлено, что ответчик Зуев Э.Е. является собственником нежилого здания площадью 486,7 кв. м с кадастровым номером N , являющегося объектом культурного наследия местного (муниципального) значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ на основании Приказа Государственной службы охраны объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ ., расположенного по адресу: <адрес> Указанный дом находится в пределах земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Собственником земельного участка является также ответчик.

Согласно выписке из ЕГРН, в отношении здания зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости, как объекта культурного наследия с ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок площадью 701 кв.м с кадастровым номером расположен полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия. Ответчик является собственником данного здания с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент возникновения у ответчика права собственности на здание и земельный участок под ним, Зуев Э.Е. достоверно знал о наличии обременения объекта недвижимости по использованию недвижимого памятника истории и культуры.

Постановлением Главы администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня объектов историко-культурного наследия Ярославской области" на государственную охрану принят выявленный объект культурного наследия "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>.

На основании представленного суду заключения государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ объекта: "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, является обоснованным, так как данный объект обладает историко-культурной ценностью и особенностью (предметом охраны), являвшимся основанием для включения его в реестр и соответствующего критериям объекта культурного наследия, установленного Федеральным законом № 73-ФЗ, как объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

В связи с уточнением посредством государственной историко-культурной экспертизы, статуса объекта культурного наследия: нежилое здание площадью 486,7 кв. м с кадастровым номером N , являющееся объектом культурного наследия "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, было включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ на основании Приказа Государственной службы охраны объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ .

     Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон и представленными письменными доказательствами, которые судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ признаны относимыми, допустимыми, достоверными, в совокупности - непротиворечивыми и достаточными.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом проведено обследование объекта культурного наследия, составлен Акт технического состояния выявленного объекта культурного наследия, согласно которому установлено ненадлежащее техническое состояние объекта культурного наследия: по результатам осмотра стен наблюдаются существенные деформации; стены второго этажа западного и восточного фасадов обрушены, на сохранившихся участках стен наблюдаются диагональные трещины, разрушение кирпичной кладки, отслоение штукатурки красочного покрытия, след намокания. На части здания перекрытия обрушены. Имеются утраты штукатурно-красочного слоя цоколя, деструкция кирпича и связующего раствора. Кровля на большей части здания утрачена. Штукатурно-красочное покрытие отдельных элементов декора утрачено. Здание находится в аварийном состоянии, существует угроза его дальнейшего обрушения.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлен акт технического состояния с содержащимися в нем требованиями о проведении консервационных работ на выявленном объекте в порядке ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 –ФЗ. Каких-либо действий со стороны ответчика в ответ на данное уведомление, направленных на сохранение объекта культурного наследия, совершено не было.

     Актом комиссионного обследования фасада здания от ДД.ММ.ГГГГ, проведённого по инициативе Администрации Угличского муниципального района Ярославской области, с приложенными фотоматериалами, установлено, что объект культурного наследия, расположенный п адресу <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, имеет место угроза физической утраты объекта.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении государственной историко-культурной экспертизы статуса объекта культурного наследия, установлено, что объект находится в руинированом состоянии, предполагается в предмет охраны включить сохранившиеся подлинные градостроительные объемно-пространственные характеристики; элементы внешнего и внутреннего декоративного оформления фасадов. При этом большую часть утраченного декора рекомендуется восстановить методами научной реставрации с последующим включением восстановленных частей в предмет охраны.

Данные выводы подтверждены фотоприложением обследования экспертом указного объекта культурного наследия в апреле 2024 года.

Обоснованно, по мнению эксперта, в соответствии с ст.3.1 Федерального закона № 73-ФЗ установить границу территории непосредственно занятую объектом и связанную с ним функционально - по границам земельного участка с кадастровым номером

Таким образом, на основании представленных доказательств установлено, что ответчиком, с момента приобретения объекта культурного наследия в собственность не проведено надлежащих работ по сохранению объекта культурного наследия (консервационных (противоаварийных) работ) в целях сохранения имущества, находящегося у него в собственности и являющегося объектом особой охраны, о неисполнении Зуевым Э.Е. публичной обязанности, установленной законом. Представленные доказательства свидетельствуют о заметном ухудшении состояния объекта, о неисполнении ответчиком требований, содержащихся в уведомлении, направленного истцом.

     Проведение ответчиком работ в ДД.ММ.ГГГГ по закрытию остовов оконных проемов и наложении строительной сетки на остаток фасада дома, во исполнение решения Угличского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязавшего Зуева Э.Е.    исключить свободный доступ во внутрь нежилого здания, никак не может свидетельствовать о мерах по консервации здания и проведению работ по его сохранению, содержащихся в акте-уведомлении, направленном в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ. Также, проведение самой экспертизы, установившей статус объекта как подлежащего включению в реестр объектов культурного и исторического наследия, не может быть расценено как меры по обеспечению сохранности здания. Положения Федерального закона № 73-ФЗ предъявляют идентичные требования к собственникам объектов культурного наследия по сохранности объектов как вновь выявленных, так и включённых в реестр объектов культурного и исторического наследия.

Таким образом, судом установлено, что в результате бесхозяйственного содержания собственником принадлежащего ему объекта недвижимости, имеющего специальный статус, объекту культурного наследия грозит физическая утрата.

Статьей 54 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект либо указанный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.

При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Следовательно, в силу статьи 54 Закона N 73-ФЗ основанием для изъятия у собственника выявленного объекта культурного наследия являются: невыполнение требований к сохранению такого объекта либо совершение действий, угрожающих сохранности данного объекта и влекущих утрату им своего значения.

С учетом того, что ответчик, являющийся собственником нежилого здания, объектом культурного наследия "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, являющегося объектом культурного наследия местного (муниципального) значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ на основании Приказа Государственной службы охраны объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия, что может повлечь его утрату, суд полагает необходимым изъять у Зуева Э.Е. данное нежилое помещение и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в границах которого расположен объект культурного наследия, с последующей продажей указанных помещений с публичных торгов в установленном законом порядке

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой освобожден истец.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области, (<данные изъяты>), к Зуеву Э.Е. <данные изъяты>, об изъятии нежилого здания, «Дом жилой» кон. XVIII- нач. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, являющегося объектом культурного наследия местного значения, и земельного участка, удовлетворить

Изъять у Зуева Э.Е. нежилое здание площадью 486,7 кв. м с кадастровым номером N , являющееся объектом культурного наследия "Дом жилой", кон. XVIII- нач. XIX в., расположенный по адресу: <адрес> а также земельный участок с кадастровым номером , площадью 701 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с последующей продажей указанного здания и земельного участка с публичных торгов в установленном законом порядке.

Взыскать с Зуева Э.Е. в доход Угличского муниципального района Ярославской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд Ярославской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                 В.Н. Уколова

2-339/2024 ~ М-120/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственная служба охраны объектов культурного наследия ЯО
Ответчики
Зуев Эдуард Евгеньевич
Другие
Министерство имущественных отношений ЯО
Администрация г/п Углич
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯО
Администрация УМР
Васильев Владимир Юрьевич
Суд
Угличский районный суд Ярославской области
Судья
Уколова Виктория Николаевна
Дело на странице суда
uglichsky--jrs.sudrf.ru
09.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.03.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
30.07.2024Производство по делу возобновлено
30.07.2024Судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее