Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2024 года
Уникальный идентификатор дела: 66RS0012-01-2023-002855-30
Гражданское дело № 2-196/2024 (2-2068/2023)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский 22 января 2024 года
Свердловской области
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Толкачевой О.А., с участием истца Мальцевой Т.П., представителя истца Быкова И.А. (ордер № 076254 от 22.01.2024), представителя органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» Федосеевой И.В. (доверенность от 09.01.2024), при секретаре Крашенинниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой Татьяны Петровны к органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа», Мальцеву Вадиму Николаевичу, Парфеновой Оксане Николаевне о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Мальцева Т.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском к органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа», Мальцеву В.Н., Парфеновой О.Н., в обоснование которого указала, что в период брака с Мальцевым Н.И. приобрела по договору купли-продажи от 16.12.1981 в собственность 4/8 доли в праве общей собственности в отношении жилого дома по <адрес> в г.Каменске-Уральском. (дата) М. умер. После его смерти к нотариусу с заявлением о принятии наследства наследники не обращались, наследственное дело не заводилось. В настоящее время она намерена реализовать право на отчуждение приобретенной по договору от 16.12.1981 доли в праве собственности на объект недвижимости. При подготовке к сделке ей стало известно, что приобретенная ею по договору доля в праве общей собственности считается совместной собственности с супругом. Тем самым, после смерти М. 1/2 часть от указанной доли составляет наследственное имущество после смерти данного лица. Утверждая, что она фактически приняла наследство после смерти супруга в установленный законом шестимесячный срок, поскольку предпринимала меры для сохранности дома, несла расходы по его содержанию, истец просит суд признать за ней право собственности в порядке наследования после смерти М.., последовавшей 29.09.2006, право собственности на 2/8 доли в праве общей собственности в отношении жилого дома <адрес> в г.Каменске-Уральском Свердловской области (кадастровый номер №).
В судебном заседании Мальцева Т.П., представитель истца Быков И.А. (ордер № № от 22.01.2024) требования иска поддержали по изложенным в нём основаниям.
Представитель органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» Федосеева И.В., действуя на основании доверенности, указала на отсутствие возражений против удовлетворения требования иска.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания ответчики Мальцев В.Н., Парфенова О.Н. в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки, ходатайства об отложении рассмотрения дела – не представили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения истца Мальцевой Т.П., представителя истца Быкова И.А., показания свидетеля К. исследовав доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав должна осуществляться предусмотренными законом способами, в том числе путем признания права.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1). Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2). Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Статьями 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности возникает и прекращается не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 16.12.1981 Мальцевой Т.П. приобретены 4/8 доли в праве общей собственности в отношении жилого дома № в г.Каменске-Уральском Свердловской области. Переход права собственности к истцу в отношении доли в праве общей собственности на объект недвижимости зарегистрирован в установленном действующим на дату возникновения спорных правоотношений законодательством, в подтверждение чего в материалы дела представлена справка БТИ г.Каменска-Уральского. Установлено, что по состоянию на дату заключения договора истец состояла в зарегистрированном браке с М.., умершим, согласно представленному в дело в копии свидетельству о смерти № от (дата), (дата).
При разрешении требований иска Мальцевой Т.П. суд учитывает, в силу статьи 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 данного кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными названным кодексом.
В соответствии с положениями статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации).
К общему имуществу супругов согласно пункту 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации установлена презумпция возникновения режима совместной собственности супругов на приобретенное в период брака имущество, обязанность доказать обратное и подтвердить факт приобретения имущества в период брака за счет личных денежных средств возложена на супруга, претендующего на признание имущества его личной собственностью, либо его наследника.
При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (пункт 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, приведенных в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 36 Семейного кодекса Российской Федерации), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 34 Семейного кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла приведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, при рассмотрении требований Мальцевой Т.П. суд признает, что 1/2 от приобретённой истцом по договору купли-продажи от 16.12.1981 доли в праве общей собственности на объект недвижимости составляет имущество, принадлежащее истцу как пережившей супруге, 1/2 от 4/8 (2/8 об доли в праве общей собственности на объект недвижимости) - наследственное имущество после смерти М.
Судом установлено, что наследование после смерти Мальцева Н.И. осуществлено по правилам наследования по закону (глава 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом наследственное дело по заявлению наследников нотариусом не заводилось.
Совокупностью исследованных судом доказательств, признаваемых относимыми и достоверными, в том числе показаниями свидетеля К. установлено, что истец как наследник первой очереди после смерти супруга в установленный ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации срок совершила действия по принятию наследства после смерти М. В частности, истец на протяжении всего времени с момента возникновения своего права собственности на жилой дом, в том числе после смерти супруга, пользовалась домом, производила его ремонтное воздействие после пожара, несла издержки на содержание. Иные наследники первой очереди, дети наследодателя: Мальцев В.Н., Парфенова О.Н. в установленный законом срок наследство не принимали ни фактически, ни путём обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Согласно справке ФКУ ИК-№ ГУФСИН России в период с (дата) по (дата) Мальцев В.Н. отбывал наказание по приговору суда в местах лишения свободы. Парфенова О.Н. в представленном заявлении в суд также указала на непринятие наследства после смерти отца, отсутствие намерения претендовать на него.
В силу изложенного суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования иска Мальцевой Т.П. о признании за ней права собственности в порядке наследования после смерти М., последовавшей (дата), право собственности на 2/8 доли в праве общей собственности в отношении жилого дома <адрес> в г.Каменске-Уральском Свердловской области (кадастровый номер №).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
Исковые требования Мальцевой Татьяны Петровны к органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» (ОГРН 1026600933721), Мальцеву Вадиму Николаевичу, Парфеновой Оксане Николаевне о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Мальцевой Татьяной Петровной, (дата) года рождения, в порядке наследования после смерти М., последовавшей (дата), право собственности на 2/8 доли в праве общей собственности в отношении жилого дома <адрес> в г.Каменске-Уральском Свердловской области (кадастровый номер №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья подпись О.А. Толкачева