РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2019 года город Тамбов
Тамбовский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Шевеня Е.В., при секретаре судебного заседания Костиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части № к бывшему военнослужащему указанной воинской части младшему сержанту запаса Казанцеву Ивану Александровичу о взыскании денежных средств в счет возмещения причиненного воинской части материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
командир войсковой части № обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что его приказами от 1 марта 2016 года № 8, от 17 марта 2016 года № 62 Казанцев, проходивший военную службу по контракту в этой воинской части, был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с невыполнением условий контракта, и с 17 марта 2016 года исключен из списков личного состава этой воинской части.
Отметил, что по итогам проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №, проведенной в июле-августе 2017 года контрольно-ревизионным органом Минобороны РФ, были выявлены факты несвоевременного снятия с котлового довольствия военнослужащих этой воинской части при убытии таковых в отпуск или командировку, что повлекло за собой причинение материального ущерба воинской части вследствие излишнего расхода суточных дач питания.
Далее проведенным ответственным должностным лицом войсковой части № административным расследованием был установлен факт причинения материального ущерба воинской части виновными действиями ответчика Казанцева, который перед убытием в отпуск в феврале 2015 года не подал отдельный рапорт на снятие его с продовольственного обеспечения, что привело к расходу питания – 15 суточных дач общей стоимостью 4212 рублей 60 копеек.
Тем самым, полагая, что по вине ответчика Казанцева войсковой части № был причинен материальный ущерб, сославшись в обоснование такого вывода на положения Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 года № 888, просит суд взыскать с ответчика в пользу войсковой части № посредством зачисления денежных средств на расчетный счет довольствующего финансового органа – Филиала № 2 Федерального казенного учреждения «Управление Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области» (далее – УФО) 4212 рублей 60 копеек в счет возмещения причиненного воинской части материального ущерба.
Истец – командир войсковой части №, ответчик – Казанцев, а также представитель третьего лица – УФО, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли, своих представителей не направили, сведений о причинах своей неявки в суд не представили. При этом стороны, а также представитель третьего лица в своих заявлениях просили о рассмотрении дела без их участия.
Одновременно Казанцев в листе опроса, составленном при подготовке дела к судебному разбирательству, указал, что исковые требования командира войсковой части № он не признает, отметив, что обязать подачи отдельного рапорта на снятие с продовольственного обеспечения при убытии в отпуск должностными лицами воинской части ему не разъяснялась и такой рапорт он него никто не требовал.
Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, оценив их в совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих») военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Основания материальной ответственности военнослужащих, о применении которой к Казанцеву просит командир войсковой части №, установлены Федеральным законом от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон).
Как следует из ст. 2 Закона, продовольствие относится к имуществу воинской части, а реальный ущерб – это утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела, либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Согласно ст. 3 Закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
В соответствии со ст. 7 Закона командир воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
Таким образом, необходимыми условиями для привлечения военнослужащего к материальной ответственности являются наличие вины в причинении ущерба, а также причинной связи между его действиями (бездействием) и причиненным ущербом. Причем обязанность по доказыванию этих обстоятельств, имеющих существенное значение для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, возлагается законом на истца.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих является организация питания по месту военной службы.
Порядок зачисления военнослужащих на продовольственное обеспечение (снятия с продовольственного обеспечения) определен Руководством по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 года № 888 (далее – Руководство).
Согласно п. 9 Руководства военнослужащие снимаются с продовольственного обеспечения на основании приказа командира воинской части. Снятие с продовольственного обеспечения военнослужащих, убывающих из воинской части в командировку (отпуск), производится со дня их убытия.
Согласно выписке из акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении войсковой части № Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам), от 8 сентября 2017 года № 229/СВ/2017/6, в ходе контрольного мероприятия были выявлены факты несвоевременного снятия с продовольственного обеспечения военнослужащих по контракту, убывавших в отпуска. Данный акт также содержит сведения о том, что снятие военнослужащих войсковой части № с котлового довольствия производилось по соответствующим рапортам таких военнослужащих и (или) командиров подразделений. Отсутствие же таких рапортов (на снятие с продовольственного обеспечения) привело к перерасходу суточных дач питания. Перерасход таких суточных дач в связи с убытием Казанцева из пункта постоянной дислокации воинской части с 27 февраля во 14 марта 2015 года, согласно приведенному акту, составил 16.
Из копии заключения по итогам административного расследования, проведенного заместителем начальника штаба войсковой части № в связи с выявленными контрольно-ревизионным органом Минобороны РФ нарушениями, видно, что по результатам такого расследования должностным лицом воинской части был сделан вывод о том, что несвоевременное снятие Казанцева с продовольственного обеспечения в период с 27 февраля по 14 марта 2015 года явилось следствием того, что последний перед убытием в отпуск не убедился в снятии его с котлового довольствия и не представил рапорт о снятии с котлового довольствия, что повлекло причинение ущерба в размере стоимости излишне израсходованных 15 суточных дач стоимостью 4212 рублей 60 копеек.
Между тем, с таким выводом должностного лица войсковой части № военный суд согласиться не может в силу следующего.
Так, согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 27 февраля 2015 года № 40 Казанцеву была предоставлена часть основного отпуска за 2015 год продолжительностью 15 суток – с 1 по 15 марта 2015 года, а не с 27 февраля по 14 марта 2015 года, как указано истцом в исковом заявлении, а также в вышеуказанных проверочном акте и заключении по итогам административного расследования.
Этой же выпиской из приказа подтверждается, что основанием к предоставлению ответчику отпуска явился соответствующий рапорт последнего.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 16 марта 2015 года № 51 в этот день Казанцев прибыл из отпуска и приступил к исполнению служебных обязанностей.
Таким образом, судом установлено, что часть основного отпуска за 2015 год Казанцеву была предоставлена в установленном порядке.
При этом, попреки утверждению истца, вышеуказанное Руководство не содержит положений, обязывающих военнослужащего, убывающего в отпуск, подавать отдельный рапорт на снятие с продовольственного обеспечения.
Подача же военнослужащим рапорта о предоставлении отпуска, содержащего сведения о его продолжительности, а также удовлетворение такого рапорта командиром воинской части с изданием соответствующего приказа, по мнению суда, являются достаточными условиями для своевременного снятия военнослужащего с продовольственного обеспечения – со дня убытия военнослужащего в отпуск.
При таких обстоятельствах, военный суд находит необоснованными как содержащийся в вышеуказанном заключении по итогам административного расследования вывод о вине истца в несвоевременном снятии с продовольственного обеспечения в период отпуска за 2015 год, так и соответствующий довод искового заявления командира войсковой части №.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако вопреки требованиям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств причинения материального ущерба войсковой части 11361 виновными действиями (бездействием) ответчика.
Таким образом, военный суд считает, что какие-либо основания для привлечения ответчика к материальной ответственности отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст., 194-199 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
«░░░░░░░»
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.