Дело № 2-5369/2023
УИД 11RS0001-01-2023-004286-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сыктывкар 06 июня 2023 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием представителя прокуратуры г. Сыктывкара – Семеновой Я.В.,
истца – Нагонюк Надежды Григорьевны,
представителя ответчика - Тороповой Натальи Евгеньевны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах Нагонюк Надежды Григорьевны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по РК о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с исковым заявлением к ОСФР по РК о возложении обязанности обеспечить Нагонюк Н.Г. техническими средствами реабилитации: однокомпонентными дренируемыми калоприемниками со встроенной плоской пластиной; пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе; очистителем для кожи во флаконе; адгезивной пластиной-полукольцом для дополнительной фиксации пластин калоприемников и уроприемников; кремом защитным в тубе; защитной пленкой в виде салфеток; нейтрализатором запаха во флаконе, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, в количестве достаточном до ** ** **.
Материальный истец и представитель прокуратуры на требованиях настаивали по доводам иска при этом указали, что форма защитной пленки (в виде салфеток, либо во флаконе) значения не имеет. Пояснили также, что в процессе рассмотрения настоящего дела Нагонюк Н.Г. обеспечена однокомпонентными дренируемыми калоприемниками со встроенной плоской пластиной до ** ** **; пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, очистителем для кожи во флаконе, адгезивной пластиной-полукольцом для дополнительной фиксации пластин калоприемников и уроприемников, кремом защитным в тубе, защитной пленкой до ** ** **; нейтрализатором запаха во флаконе необеспеченна.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление, подтвердив информацию истца об обеспечении, в связи с чем указала на то, что в настоящем истец средствами реабилитации обеспечена.
Заслушав в процессе рассмотрения дела по существу пояснения истца, представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Во исполнение вышеприведенных законоположений, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Установлено, что Нагонюк Н.Ю. является инвалидом ... группы.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации №... от ** ** **, предусмотрена выдача с ** ** ** и бессрочно: однокомпонентных дренируемых калоприемников со встроенной плоской пластиной, пасты-герметика для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе не менее 60 гр., очистителя для кожи во флаконе не менее 180 мл, нейтрализатора запаха во флаконе не менее 50 мл, адгезивной пластины- полукольца для дополнительной фиксации пластин калоприемников и уроприемников не менее 40 штук, крема защитного в тубе не менее 60 мл, защитной пленки во флаконе не менее 50 мл.
Вышеуказанные технические средства реабилитации, включены в Федеральный перечень и предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия (п.п. 2, 4 Правил).
В силу п. 5 указанных Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.05.2006 № 5-П и от 23.04.2004 № 9-П, следует, что Россия, как правовое социальное государство, не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публичноправовых обязательств.
Установив на федеральном уровне обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
** ** ** Нагонюк Н.Г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации по ИПРА №... от ** ** **.
В рамках действия государственных контрактов, заключенных в ** ** ** Нагонюк Н.Г. была обеспечена: однокомпонентными калоприемниками до ** ** **; кремом защитным в тубе до ** ** **; адгезивной пластиной- полукольцом для дополнительной фиксации пластин калоприемников и уроприемников до ** ** **; защитной пленкой в виде салфеток до ** ** **; очистителем для кожи во флаконе до ** ** **; пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе до ** ** **.
** ** ** Нагонюк Н.Г. получены 90 штук однокомпонентных калоприемников, период обеспечения – до ** ** **.
** ** ** Нагонюк Н.Г. получены: адгезивная пластина-полукольцо для дополнительной фиксации пластин калоприемников и уроприемников, крем защитный, очиститель для кожи во флаконе, паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, защитная пленка во флаконе; период обеспечения до ** ** **.
Нейтрализатором запаха во флаконе истец не обеспечивалась.
Такими образом, в настоящем истец не обеспечена только нейтрализатором запаха.
Вместе с тем, принимая во внимание предшествующий годичный период не обеспечения истца необходимыми средствами реабилитации; настоящий период обеспечения (до ** ** ** и ** ** **), принимая во внимание, что инвалидность установлена Нагонюк Н.Г. бессрочно, исходя из требований разумности, учитывая, что инвалид должен быть обеспечен указанными в ИПРА средствами не только на день вынесения решения суда, но и на будущее время, поскольку указанные в данном иске однокомпонентный дренируемый калоприемник, паста-герметик, очиститель для кожи; адгезивная пластина-полукольцо; защитный крем, защитная пленка в виде салфеток; нейтрализатор запаха являются техническими средствами реабилитации ежедневного использования, должны обеспечить реабилитацию инвалида в течение установленного срока проведения реабилитационных мероприятий, суд полагает, что требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца заявленными средствами реабилитации в количестве достаточном до ** ** ** подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что внеочередное обеспечение истца необходимыми средствами реабилитации приведет к нарушению принципа рациональности обеспечения ими всех инвалидов, с учетом программы реабилитации и даты обращения заявителя, не являются обоснованными, так как количество требуемых истцу средств реабилитации четко определено в программе реабилитации инвалида, а необходимость их ежедневного использования ответчиком не оспаривается. Кроме того, обеспечение инвалида техническими средствами не может быть поставлено в зависимость от очередности, либо недостаточности финансирования.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ОСФР по Республике Коми (ОГРН 1021100513774) обеспечить Нагонюк Надежду Григорьевну, ... техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации: однокомпонентными дренируемыми калоприемниками со встроенной плоской пластиной; пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе; очистителем для кожи во флаконе; адгезивной пластиной-полукольцом для дополнительной фиксации пластин калоприемников и уроприемников; кремом защитным в тубе; защитной пленкой в виде салфеток; нейтрализатором запаха во флаконе, - в количестве достаточном до ** ** **.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Судья- Коданева Я.В.