УИД 77RS0004-02-2022-015679-53
Дело № 2-3807/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года г. о. Щелково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Скариной К.К.,
при секретаре судебного заседания Ильченко Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломатина ФИО4 к АО «Мосэнергосбыт» о взыскании суммы переплаты за потребленную электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Соломатин В.В. обратился в суд с иском к АО Мосэнергосбыт, указав, что 01.01.2013 между ним и ответчиком заключен договор энергоснабжения №, в 2012 году он начал строить дом по адресу: Московская <адрес>, в отношении сельской местности тарифы на электроэнергию для населения приняты понижающие, 0,7, однако, с момента заключения договора ответчик выставлял ему квитанции на оплату без понижающего коэффициента с мая 2015 года, до этого времени с понижающим в связи с чем у него возникла переплата расчет которой приводит в сумме 207 376 рублей с 01.05.2015, которую просит взыскать с ответчика, а также компенсировать уплаченную за подачу иска государственной пошлины в размере 5274 рубля, также ходатайствует о восстановлении срока исковой давности по заявленным требованиям, поскольку имело место тяжелое заболевание и он не имел возможности своевременно обратиться в суд за защитой своих прав.
Определением Гагаринского районного суда г. Москвы от 07 марта 2023 года настоящее гражданское дело передано по подсудности в Щелковский городской суд Московской области (л.д. 97).
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности против иска возражал по основаниям, указанным в возражениях полагая также что срок исковой давности пропущен.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходи к следующему.
Из материалыво дела следует и судом установлено, что По адресу: <адрес> открыт лицевой счет № на имя Соломатина В.В.
В соответствии с публичным договором на подачу абоненту № электрической энергии АО «Мосэнергосбыт», являющейся гарантирующим поставщиком согласно перечню гарантирующих поставщиков размещенному на официальном сайте (http://www/fstrf.ru/) Федеральной службы по тарифам РФ и стороной по вышеуказанному договору, приняло на себя обязательства поставлять электрическую энергию.
Поставка электроэнергии осуществляется на основании возмездного договора оказания услуг, и, соответственно, исполнителем коммунальных услуг по данному договору является юридическое лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги на основании такого договора, т.е. АО «Мосэнергосбыт».
Наличие правоотношений между потребителем Соломатиным В.В. и АО «Мосэнергосбыт» не оспаривалось.
По лицевому счету истца № расчеты производятся по прибору учета марки <данные изъяты>.
Так в период с 2015 по 2019гг. на территории Московской области проводилась реформа местного самоуправления, в рамках которой осуществлялось укрупнение муниципальных образований путем присоединения городских и сельских поселений к городским округам.
С октября 2019 года территориальная единица «сельское поселение» (не является сельским населенным пунктом) упразднена, в связи с чем изменились адреса объектов, ранее находящихся на территории сельских поселений. До упразднения сельских поселений к жилым объектам (как правило, СНТ/ДНТ), расположенным на их территории, применялся тариф для сельского населения. После упразднения сельских поселений основания для применения тарифа для сельского населения отсутствуют.
Для определения актуального адреса объекта энергоснабжения необходимо предоставить выписку из ЕГРН, датированную не ранее 01.01.2020 г.
Распоряжением Комитета по тарифам и ценам Московской области от 20.12.2021 № 287-Р установлены цены (тарифы) на электрическую энергию населения Московской области на 2022 год.
Расчеты за потребляемую электроэнергию производятся в соответствии с пунктом 1 приложения к вышеуказанному Распоряжению: «Население и приравненные к ним, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2-5».
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулированных цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению № 1 к Основам ценообразования по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16.12.2020 № 256-Р установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2021 год.
Тариф с учетом понижающего коэффициента 0,7 установлен уполномоченным органом для:
- для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (п. 2 Приложения к Распоряжению);
- для населения, проживающего в сельских населенных пунктах (п. 3 Приложения к Распоряжению).
В связи с этим правовым основанием для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом 0,7 в Московской области является оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией при наличии технической возможности.
Согласно ст. 4 Закона Московской области от 31.01.2013 № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» населенные пункты, находящиеся на территории Московской области, подразделяются на следующие типы:
городские населенные пункты – город областного подчинения, город, административно подчиненный городу областного подчинения, поселок городского типа областного подчинения (рабочий или дачный), поселок городского типа, административно подчиненный городу областного подчинения (рабочий или дачный);
сельские населенные пункты – село, поселок, деревня, хутор, слободка, местечко.
В целях применения понижающего коэффициента учитывается факт проживания потребителя в городском или сельском населенном пункте как административно-территориальных единицах.
В случае, если территория СНИ и/или ДНП, на которой расположены жилые дома потребителей, либо сам жилой дом потребителя находится вне границ населенного пункта (сельского или городского), к таким потребителям невозможно применить тариф для сельской местности и тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в связи с чем для указанных потребителей подлежит применению тариф, указанный в пункте 1 приложения к Распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2022 № 287-Р, т.е. для населения и приравненных к нему потребителей.
Для применения тарифа, установленного для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, необходимо соблюдение в совокупности следующих условий:
электроэнергия должна потребляться в жилом помещении, так как согласно части 2 статьи 288 ГК РФ для проживания граждан предназначены только жилые помещения;
потребитель должен проживать в сельской местности.
В случае, если в адресе объекта содержится указание на сельское поселение, только наименование района и/или без указания населенного пункта, рекомендуем запрашивать у потребителей актуальные правоустанавливающие документы на жилое помещение (в назначении объекта должно быть указано «жилое»).
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям, в частности, относится жилой дом, часть жилого дома (п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
Муниципальное образование – это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ.
Таким образом, в целях применения понижающего коэффициента учитывается факт проживания потребителя в городском или сельском населенном пункте как административно-территориальных единицах.
Согласно п. 47 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются:
а) страна;
б) субъект Российской Федерации;
в) муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации;
г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях);
д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 утверждена форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (Приложение № 1), содержащая в том числе сведения об адресе объекта недвижимости.
Как отражено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 13-П, право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов. Вместе с тем, собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, расположенное вне границ населенного пункта, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания на данной территории.
Договор энергоснабжения был заключен 01.01.2013 г. на основании предоставленного свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок.
С 01.01.2013 г. применялся тариф: Население, проживающее в сельских населенных пунктах (в т.ч. в границах городского поселения), как по жилому дому. Данный факт истцом и ответчиком подтвержден.
С 01.05.2015 г. применен тариф: Население, проживающее в сельских населенных пунктах (в т.ч. в границах городского поселения) земельный участок, при этом, жилой дом не был оформлен.
Согласно сведениям ЕГРН право собственности истца на жилой дом зарегистрировано 26 сентября 2017 года, год завершения строительства 2016 (л.д. 11).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иной не предусмотрено федеральным законом, доказательств со стороны истца не предоставлено.
Кроме того, суд принимает во внимание и не оспаривалось стороной истца, что в результате обращения Соломатина В.В. в октябре 2022 г. Соломатин В.В. о смене тарифа, и была предоставлена выписка из ЕГРН на жилой дом, в связи с чем АО «Мосэнергосбыт» был произведен перерасчет платы с 22.10.2022 на три предшествующих года, в связи с чем, и учитывая вышеизложенное, оснований прийти к нарушению ответчиком прав истца как потребителя не имеется.
Ответчиком заявлено последствиях пропуска истцом срока исковой давности, истцом заявлено о его восстановлении со ссылкой на наличие заболевания с 2013 года.
Истец указывает, что с мая 2015 знал о выставлении счета по оплате электроэнергии без понижающего коэффициента, однако с иском обратился в суд только 15.11.2022,.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В случае нарушения прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан), срок исковой давности по требованию, связанному с таким нарушением, начинается со дня, когда об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 200 ГК РФ, узнал или должен был узнать любой из их законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства.
В исключительных случаях, когда пропуск срока исковой давности имел место, например, ввиду явно ненадлежащего исполнения законными представителями таких лиц возложенных на них законодательством полномочий, пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен по заявлению представляемого или другого уполномоченного лица в его интересах (статья 205 ГК РФ).
Если нарушение прав названных лиц совершено их законным представителем, срок исковой давности по требованиям к последнему, в том числе о взыскании убытков, исчисляется либо с момента, когда о таком нарушении узнал или должен был узнать иной законный представитель, действующий добросовестно, либо с момента, когда представляемому стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав и он стал способен осуществлять защиту нарушенного права в суде, то есть с момента возникновения или восстановления полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособности (статья 21 ГК РФ, статья 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Истцом в обоснование пропуска срока исковой давности и уважительности таких причин представлены сведения о заболевании в 2006 году, а также в 2013 году выписки из амбулаторной карты, сведения о необходимой операции в 2013 году, выписки из амбулаторной карты в 2019 году, при этом, частично в спорный период времени истец находился на амбулаторном лечении, период времени 2006 года и 2013 году по сути не имеет правового значения, поскольку истец узнал о нарушенном праве только в мае 2015, однако, доказательств того, что в силу указанных заболевание указанной лицо на протяжении почти восьми лет не имело возможности реализовать свои права, не усматривается, кроме того, в этот же период времени на имя истца оформлен и сам жилой дом, год завершения строительства которого указан как 2016. Таким образом, уважительных и бесспорных доказательств того, что на протяжении всего длительного период времени с учетом состояния здоровья истца и установленного ему диагноза еще в 2006 году, проведении операции, наличии заболеваний сердца еще с 2013 года, но не ранее с 2015 года у него по ноябрь 2022 года отсутствовала возможность обратиться в суд с настоящим иском, не имеется и суду не представлено, оснований прийти к выводу о том, что истец не имел возможности реализовать право на представительство не имеется.
Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, а уважительных причин к его восстановлении суд не находит, заявление истца в данной части подлежит отклонению.
С учетом всех изложенных обстоятельств, и поскольку нарушений прав истца не установлено, а также принимая во внимание, что срок исковой давности по заявленным требованиям истек в 2018 году, в то время как истец обратился в суд с иском только к ноябре 2022 году, т.е. за пропуском срока, а оснований к его восстановлению судом не установлено, указанные обстоятельства являются основанием для отказа в иске в полном объеме.
Также, с учетом ст. 88, 98 ГПК РФ, поскольку истцу в иске отказано в полном объеме ос6воаний для взыскания с ответчика в пользу истца уплаченной госпошлины в заявленном истцом размере, не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соломатина ФИО5 к АО «Мосэнергосбыт» о взыскании суммы переплаты за потребленную электроэнергию. судебных расходов по оплате госпошлины - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца подачей апелляционной жалобы.
Судья Скарина К.К.