Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-179/2024 (2-1233/2023;) ~ М-871/2023 от 25.08.2023

    дело № 2-179/2024

    24RS0014-01-2023-001101-28

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    г. Енисейск                                                                          22 марта 2024 г.

            Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

            председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

            при секретаре Горбатенко Н.А.

            с участием истца Исмаиловой О.Н., её представителя Гороховика Г.Б.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исмаиловой Оксаны Николаевны к администрации Енисейского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

    УСТАНОВИЛ:

    Исмаилова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации Енисейского района                о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

    Требования мотивированы тем, что биологические родители истца                      Исмаиловой О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Быченковы решением суда от                ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истец, а также её брат были усыновлены семьей ФИО10.

    <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ усыновление отменено, истцу была оставлена фамилия ФИО10 и она была передана органам опеки и попечительства.

    <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.                 истец определена в детское государственное учреждение и направлена в Краевое государственное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ , где истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении. С учетом изложенного, истец имеет социальный статус - оставшаяся без попечения родителей.

    ДД.ММ.ГГГГ истец выбыла в связи с обучением в профессиональное училище - СПТУ <адрес>, после переехала <адрес>, работала, с 2001 года, зарегистрирована по месту жительства у знакомого.

    Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-15921404, справке от ДД.ММ.ГГГГ , справке от ДД.ММ.ГГГГ у истца никогда не было и отсутствует по настоящее время недвижимое имущество.

    В июне 2023 истец обратилась с заявлением в администрацию Енисейского района о предоставлении жилого помещения, так как имеет социальный статус оставшейся без попечения родителей, ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано, так как она не обратилась с таким заявлением до 23 лет.

    О том, что необходимо было обращаться в 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ) в администрацию Енисейского района для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истец не знала, администрация детского дома и училища истцу ничего об этом не говорили, в то время никто из её знакомых, проживающих в детском доме квартиры не получал, истец узнала, что можно получить квартиру с социальным статусом оставшейся без попечения родителей в любом возрасте из телепередачи.

    Поскольку истец в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, то, следовательно, приобрела права и льготы, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    При таких обстоятельствах в силу ч. 9 статьи 8 указанного Закона, несмотря на достижение возраста более 23 лет, истец сохраняет право на предоставление жилого помещения до фактического обеспечения её жилым помещением.

    Таким образом, установлена объективная нуждаемость в обеспечении истца жилым помещением, поскольку жилых помещений за ней не зарегистрировано.

    О том, что у истца имеется социальный статус - оставшейся без попечения родителей было известно администрации детского дома, и по ее халатности истец своевременно не поставлена на учет для получения жилого помещения органами, обеспечивающими интересы детей оставшихся без попечения родителей.

    Считает, что она не может быть лишена гарантированного и нереализованного права на получение жилого помещения, также истец является инвалидом, инвалидность установлена бессрочно.

    С учетом изложенного, ссылаясь на положения Конституции                      Российской Федерации, Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Закон Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих жилого помещения», Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» Исмаилова О.Н. просит обязать администрацию Енисейского района предоставить ей Исмаиловой Оксане Николаевне по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям Енисейского района (с. Городище) жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками установленными пунктом 24 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961, в редакции от 20.04.2023 «О защите прав ребенка».

    В ходе рассмотрения дела истец Исмаилова О.Н. дополнила исковые требования, просила восстановить срок на реализацию права на получение    жилого помещения, как лицу, имеющему статус – оставшейся без попечения родителей, пояснив, что не могла обратиться с заявлением до 23 лет, так как детским дом, училище, администрация Енисейского района, администрация сельсовета ей не разъясняли её право, хотя она неоднократно обращалась с просьбой, выделить ей жилье.

    В судебном заседании истец Исмаилова О.Н., а также её представитель                Гороховик Г.Б., заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

    Ответчик администрация Енисейского района Красноярского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, сведений о причине неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял. Ранее, принимая участие в судебном заседании, представитель администрации Енисейского района ФИО5 исковые требования Исмаиловой О.Н. не признал, просил отказать в их удовлетворении.

    Третьи лица – Министерство образования Красноярского края и Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.

             С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

             Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

             В силу ст. 45 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, родители Исмаиловой            Оксаны Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Быченковы решением суда от               ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав.

    <адрес> Совета народных депутатов ФИО6 и ФИО7 были усыновлены брат и сестра ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

    <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора усыновление Быченковых было отменено, детям оставлена фамилия ФИО10 и они переданы органам опеки и попечительства.

    <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.               Исмаилова О.Н. определена в детское государственное учреждение и направлена в Краевое государственное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ .

    Как следует из представленной директором КГКУ «Лесосибирский детский дом              им. Ф.Э. Дзержинского» справки Исмаилова О.Н. воспитывалась и проживала в                  МОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ф.Э. Дзержинского» <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась на полном государственном обеспечении, социальный статус - оставшаяся без попечения родителей. Выбыла ДД.ММ.ГГГГ в связи с продолжением обучения в СПТУ <адрес>.

     Таким образом, судом достоверно установлено, что истец Исмаилова О.Н. впервые осталась без попечения родителей в возрасте 6 лет, и второй раз в возрасте 10 лет, в связи с отменой усыновления, то есть до достижения совершеннолетия.

    Правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

    Как установлено судом и не оспаривалось сторонами по делу, впервые с вопросом о предоставлении жилья в соответствии с положениями Федерального закона от                21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» Исмаилова О.Н. обратилась в администрацию Енисейского района в июне 2023 г., то есть в возрасте 48 лет.

    На данное обращение главой администрации Енисейского района дан ответ, о том, что предоставление жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения гражданина для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. Учитывая, что до достижения возраста 23 лет Исмаилова О.Н. не обращалась с заявлением о признании её нуждающейся в обеспечении жилым помещением, право на социальную поддержку, установленную Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, на момент рассмотрения заявления о предоставлении жилья, утрачено. При указанных обстоятельствах оснований для предоставления Исмаиловой О.Н. жилого помещения, как ранее относившейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у администрации Енисейского района Красноярского края не имеется.

         С учетом дополнений к исковому заявлению, в котором истец просит восстановить срок на реализацию права на получение жилого помещения, как лицу имеющему статус – оставшаяся без попечения родителей, суд также находит, что в данном случае юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащим проверке является уважительность причин, препятствовавших истице обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения ею возраста 23 лет.

Из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года следует, что отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Таким образом, из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что суду надлежит устанавливать наличие уважительных причин, препятствовавших обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством                       Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (абз. 5 п. 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

Исходя из положений п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам, указанным в ст. 1 данного закона однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением жилого помещения по достижении ими возраста 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Из положений п. 3 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что с учетом указанных предписаний закона о заявительном характере и возрасте указанных лиц, жилые помещения предоставляются им, в том числе, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении получения профессионального образования, обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву.

В силу положений абз. 5 п. 3 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лица, указанные в ст. 1 указанного закона, в случае, если они в установленном порядке не были включены в список, в том числе, до достижения возраста 18 лет, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

В силу положений п. 9 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категориям лиц, указанных в ст. 1 данного закона, и достигли возраста 23 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, п. 1 которых установлен порядок формирования списка лиц, указанных в ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и достигших возраста 23 лет, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения.

    Принимая во внимание, что на момент первого обращения в администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения, как лицу, ранее относившемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Исмаиловой О.Н. исполнилось 48 лет,    на протяжении длительного времени, зная о своих жилищных условиях, о нуждаемости в жилом помещении по указанным основаниям Исмаилова О.Н., имея право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, как нуждающаяся, но не включенная в список, с заявлением в уполномоченные органы о постановке на учет на получение жилого помещения не обращалась, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом суд исходит из того, что по достижении возраста 23 лет, Исмаилова О.Н. не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как ею утрачено одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Отказывая в удовлетворении ходатайства Исмаиловой О.Н. о восстановлении срока для реализации права на обеспечение жилым помещением, суд исходит из того, что стороной истца в материалы дела не представлено достаточных и убедительных доказательств наличия уважительных причин столь длительного не обращения                   (более 30 лет с момента достижения совершеннолетия) с заявлением о постановке на учет, при этом приведенные истцом в ходатайстве доводы, относительно того, что уважительной причиной пропуска срока для обращения с соответствующим заявлением явился факт не разъяснения истцу администрацией детского дома, администрацией училища, администрацией Енисейского района, администрацией сельского совета её прав, не могут быть признаны уважительными причинами столь длительного не обращения.

При этом в случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в предоставлении жилого помещения по обращениям, имевшим место ране июня 2023 г., истец не была лишена возможности обжаловать их, в том числе и в судебном порядке.

    С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░

         ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2024 ░.,

░░░░░                                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░░

2-179/2024 (2-1233/2023;) ~ М-871/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исмаилова Оксана Николаевна
Ответчики
Администрация Енисейского района
Другие
Министерство образования и науки Красноярского края
Министерство строительства по Красноярскому краю
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Медведева Н.М.
Дело на сайте суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
25.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2023Передача материалов судье
30.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.10.2023Предварительное судебное заседание
26.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
22.03.2024Судебное заседание
13.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее