Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-326/2024 ~ М-234/2024 от 17.04.2024

Дело № 2-326/2024

УИД 35RS0022-01-2024-000410-60

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.им. Бабушкина                                                                                22 мая 2024 года

       Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Поповой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Бабушкинского муниципального округа Вологодской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области о прекращении права собственности на земельные участки,

у с т а н о в и л:

    администрация Бабушкинского муниципального округа <адрес> (далее – администрация округа, истец) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Департаменту имущественных отношений <адрес> в котором просили прекратить право муниципальной собственности и снять с кадастрового учета следующие земельные участки:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Требования мотивированы тем, что Бабушкинский муниципальный округ Вологодской области является правопреемником Бабушкинского муниципального района и всех поселений, входящих в его состав, в соответствии с Законом Вологодской области от 28 апреля 2022 года № 5111-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Бабушкинского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Бабушкинского муниципального округа Вологодской области».

Паспортом государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», дорожной картой по внедрению на территории Вологодской области целевой модели «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества», утвержденной 29 июля 2021 года, разработанной во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р, установлен показатель - Доля земельных участков, учтенных в ЕГРН с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации: на 31 декабря 2023 года - 75%, на 31 декабря 2024 года – 80%, на 31 декабря 2025 года - 80%. По данным Росреестра указанный показатель на территории Бабушкинского муниципального округа Вологодской области составляет 30,75%, что существенно отличается от установленного показателя. Земельные участки, которые не имеют границ, установленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, находятся как в частной, так и в муниципальной собственности.

На территории округа в муниципальной собственности находится 311 земельных участков, в отношении которых отсутствуют сведения в ЕГРН о местоположении, то есть о координатах характерных точек границ. Значительная часть из указанных земельных участков поступила в муниципальную собственность, в связи с отказами собственников ранее учтенных земельных участков от своих прав.

Из них в отношении 230 земельных участков не представляется возможным установить местоположение на местности, нецелесообразно проведение кадастровых работ, так как данные земельные участки расположены в недоступных местах, заросли древесно-кустарниковой растительностью.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

В судебное заседание представитель истца администрации Бабушкинского муниципального округа Вологодской области не явился, извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители ответчиков, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, администрация Бабушкинского муниципального округа Вологодской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения Бабушкинского муниципального округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа федеральными законами и законами области; к ее полномочиям относятся, в том числе, управление и распоряжение собственностью муниципального округа в соответствии с решениями Представительного Собрания округа (п. 1.2, 4.1.1 Положения об администрации Бабушкинского муниципального округа Вологодской области).

Судом установлено и подтверждается выписками из ЕГРН, что в муниципальной собственности Бабушкинского муниципального округа Вологодской области находятся земельные участки:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Указанные земельные участки являются ранее учтенными, их границы не установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, фактически они не используются.

Согласно справке ООО «Исток Сервис» в отношении перечисленных земельных участков отсутствует возможность проведения кадастровых работ по установлению границ данных участков на местности, так как отсутствуют сведения о местоположении данных участков на местности.

В силу Закона Вологодской области от 28 апреля 2022 года № 5111-ОЗ (ред. от 12 января 2023 года) «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Бабушкинского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Бабушкинского муниципального округа Вологодской области» Бабушкинский муниципальный округ является правопреемником Бабушкинского муниципального района и входящих в его состав поселений, в том числе Бабушкинского, Подболотного, Тимановского, Рослятинского сельских поселений.

Исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета установлен Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому земельный участок снимается с кадастрового учета в случаях:

раздела земельного участка - снятию с кадастрового учета подлежит исходный земельный участок (часть 3 статьи 41 Закона о регистрации);

если земельный участок учтен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 сентября 2018 года, но право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (часть 3.2 статьи 70 Закона о регистрации);

если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образованного из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация прав, такой земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета (часть 15 статьи 41 Закона о регистрации);

государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение (часть 2 статьи 44 Закона о регистрации);

орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, (часть 3 статьи 70 Закона о регистрации).

В настоящее время снять с кадастрового учета указанные земельные участки иначе как по решению суда не представляется возможным, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается, в том числе при отказе собственника от права собственности на земельный участок.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При изложенных обстоятельствах, учитывая отказ истца от прав на указанные земельные участки, исковые требования признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования администрации Бабушкинского муниципального округа Вологодской области (ОГРН 1223500010910) удовлетворить.

Прекратить право муниципальной собственности и снять с государственного кадастрового учета земельные участки:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                           Е.А. Андреева

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2024 года.

2-326/2024 ~ М-234/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Бабушкинского муниципального округа
Ответчики
ТУ Росимущества в Вологодской области
филиал ППК "Роскадастр" по Вологодской области
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Другие
Управление Росреестра по Вологодской области
Суд
Тотемский районный суд Вологодской области
Судья
Андреева Екатерина Андреевна
Дело на сайте суда
totemsky--vld.sudrf.ru
17.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2024Передача материалов судье
22.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее