Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1463/2021 от 26.08.2021

Судья Першина О.В. дело №12-1463/2021

РЕШЕНИЕ

г.Красногорск

Московской области 07 сентября 2021 года

Судья Московского областного суда Балабан К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника <данные изъяты> на постановление Дмитровского городского суда Московской области от 21.06.2021 о привлечении <данные изъяты> к административной ответственности по ст.20.2.2 ч.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Дмитровского городского суда Московской области от 21.06.2021 <данные изъяты> привлечена к административной ответственности по ст.20.2.2 ч.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

На указанное постановление суда первой инстанции защитником <данные изъяты> подана жалоба, в которой он, выражая несогласие с принятым решением, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, просит его отменить, производство по делу прекратить.

Будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, <данные изъяты> и ее защитник <данные изъяты> в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу без их участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции находит постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> в 16:15 час. на пешеходной зоне у <данные изъяты> была выявлена <данные изъяты> которая приняла участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, не являющегося публичным мероприятием, а именно: в составе группы граждан осуществляла выступление под музыкальное сопровождение с применением звукового оборудования, создавшее помехи движению пешеходам и повлекшее нарушение общественного порядка и санитарных норм и правил, установленных п.6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», а также п.4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

По данному факту в отношении <данные изъяты> возбуждено дело об административном правонарушении по ст.20.2.2 ч.1 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Признавая <данные изъяты> виновной в совершении вышеуказанного правонарушения, суд исходил из доказанности ее вины материалами дела, а именно: рапортами сотрудников полиции; протоколом об административном правонарушении; письменными объяснениями <данные изъяты> протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; карточкой происшествия;, заявлением <данные изъяты> фотоснимками; видеозаписью; ответом зам. Главы Администрации Дмитровского г.о.

Между тем, данный вывод суда является преждевременным в связи с нижеследующим.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ст.26.1 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности необходимо установление состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Состав административного правонарушения, в том числе его событие, устанавливаются на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Согласно требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ указанные обстоятельства должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ характеризуется умышленной формой вины, то есть лицо, его совершившее, должно сознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относится к ним безразлично (ч.1 ст.2.2 КоАП РФ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 №1721-О, положение статьи 20.2.2 КоАП РФ, определяя через категорию «массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах» общественные отношения, на которые распространяется его действие, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (пункты 1 - 6 статьи 2). При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Статья 16 данного Федерального закона закрепляет право религиозных организаций проводить религиозные мероприятия в местах, специально отведенных для этих целей, или в помещениях, предоставленных для этих целей, перечисленных в пунктах 1 - 4 названной статьи. Публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в иных, помимо указанных в пунктах 1 - 4 статьи 16 названного Федерального закона, местах (в том числе на открытом воздухе или в нежилых помещениях), в соответствии с пунктом 5 той же статьи (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 22.10.2014 №316-ФЗ) осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, демонстраций и шествий, который в настоящее время определяется Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Данные положения законодательства оставлены судом первой инстанции без должного внимания, при рассмотрении дела судьей городского суда не проверено соответствует ли мероприятие в котором принимала участие <данные изъяты> критериям, позволяющим его отнести к массовому одновременному пребываниию и (или) передвижению граждан в общественных местах

В ходе рассмотрения настоящего дела на основании исследованных доказательств, в том числе рапортов сотрудников полиции, установлено, что <данные изъяты> находясь на пешеходной зоне у <данные изъяты> осуществляла выступление под музыкальное сопровождение с применением звукового оборудования, создавшее помехи движению пешеходам и повлекшее нарушение общественного порядка и санитарных норм и правил.

На досудебной стадии производства по делу <данные изъяты> ссылалась на отсутствие у нее умысла на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, поясняла, что, помех пешеходам она не создавала, санитарные нормы и правила не нарушала.

При этом каких-либо данных, свидетельствующих о том, что действия <данные изъяты> осуществлявшей выступление под музыкальное сопровождение с применением звукового оборудования, были связаны с наличием у нее умысла именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, в исследованных материалах не имеется.

Кроме того, конструктивным элементом объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, являются негативные последствия от организации не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, которые, как установлено судебными инстанциями по настоящему делу, выразились в создании помехи движению пешеходов.

Вместе с тем указанный вывод суда ничем объективно не подтвержден, поскольку факт пребывания граждан у <данные изъяты> сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов, при этом какими-либо доказательствами факт создания помех движению пешеходов не подтверждается.

Кроме того, как следует из требований п.6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», гражданам Российской Федерации необходимо соблюдать дистанцию до других лиц не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Согласно пункту 4.4 указанных Санитарных правил мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, является, в том числе, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Вместе с тем, судом первой инстанции не приняты меры к установлению объективной стороны правонарушения, поскольку не выяснен вопрос относительно нарушения социальной дистанции, повлекшее санитарных норм и правил, а также не установлено в чем выразилось нарушение привлекаемым лицом общественного порядка.

Кроме того, городским судом не предпринимались меры для вызова и допроса сотрудников полиции, выявивших административное правонарушение в качестве свидетелей по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела, а также допросу иных лиц, которым могут быть известны обстоятельства по делу.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств не является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>

Из протокола судебного заседания от 21.06.2021 следует, что имеющаяся в материалах дела видеозапись судом не исследовалась, однако указанная видеозапись признана судом в качестве доказательства вины привлекаемого лица, что отражено в постановлении. Таким образом, судья городского суда при вынесении постановления, сослался на доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, чем допустил существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных положениями КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом разъясняются права и обязанности лицам, участвующим в рассмотрении жалобы.

Согласно ч.5 ст.25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судом первой инстанции к участию в деле в качестве защитника привлекаемого лица был допущен <данные изъяты> однако, в нарушение требований п.5 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ защитнику не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ и ст.51 Конституции Российской Федерации, соответствующая подписка в материалах дела отсутствует, в протоколе судебного заседания разъяснение судом указанных прав допущенному к рассмотрению дела защитнику не отражено.

При таких обстоятельствах, постановление городского суда вынесено с существенным нарушением требований процессуального законодательства, которые не позволили суду в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и в соответствии с законом рассмотреть данное дело, в связи с чем, учитывая, что сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные положениями ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истекли, постановление городского суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку вышеуказанным обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств, постановить по делу законное и обоснованное решение.

В связи с отменой постановления городского суда по указанным основаниям, суд второй инстанции не входит в обсуждение других доводов жалобы на решение суда, так как они подлежат проверке при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление Дмитровского городского суда Московской области от 21.06.2021 о привлечении <данные изъяты> к административной ответственности по ст.20.2.2 ч.1 КоАП РФ, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья подпись К.Ю. Балабан

Копия верна

Судья: Секретарь:

12-1463/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Князева Татьяна Николаевна
Суд
Московский областной суд
Судья
Балабан Ксения Юрьевна
Статьи

ст.20.2.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
02.09.2021Материалы переданы в производство судье
07.09.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее