УИД № 67RS0027-01-2022-000263-83
Дело №2-232/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Шумячи 25 августа 2022 г.
Шумячский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Иколенко Н. В.,
с участием прокурора Смирновой Е.М.
при секретаре Романовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шумячского района Смоленской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шумячского района Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта водонапорной башни. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено, что в д.Малеевка Шумячского района Смоленской области имеется водонапорная башня, которая используется для водоснабжения потребителей данного населенного пункта. Данный объект не имеет собственника и фактически является бесхозяйным. 01.01.2018 г. ответчик передал водонапорную башню в безвозмездное пользование МУП «Шумячская МТС». Срок договора истек. Отсутствие собственника объекта водоснабжения в д.Малеевка создает не только сложности в техническом обслуживании при их эксплуатации, но и ставит под угрозу бесперебойное и качественное водоснабжение потребителей, может причинить ущерб здоровью людей, а также нарушить условия жизнедеятельности людей, указывает прокурор. Просит обязать администрацию Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области в срок до 31.12.2022 года поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта водонапорную башню, расположенную в д.Малеевка Шумячского района Смоленской области.
В судебном заседании прокурор Смирнова Е.М. исковые требования поддержала и просит удовлетворить. Суду пояснила, что спорная водонапорная башня является действующей. После окончания срока действия договора безвозмездного пользования, стороны (Администрация и МУП «Шумячская МТС») фактически пролонгировали действие договора, поскольку МУП «Шумячская МТС» продолжает обслуживать водонапорную башню и взымать плату с пользователей. Однако МУП «Шумячская МТС» не имеет лицензии на добычу вод и не может ее получить, поскольку водонапорная башня не имеет собственника. Жалоб на качество воды не поступало. Ввиду того, что водонапорная башня не имеет собственника, денежных средств на ее содержание не выделяется.
Представитель ответчика - администрации Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что водонапорная башня изношена и ранее использовалась СПК «Дружба». Отсутствует целесообразность признания водонапорной башни бесхозяйной и её обращение в муниципальную собственность ввиду износа.
Представитель соответчика - СПК «Дружба», будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что водонапорная башня в д.Малеевка не является собственностью СПК «Дружба» и на его балансе не состоит. Полагают, что передача Администрацией в безвозмездное пользование эксплуатирующей организации водонапорной башни по договору свидетельствует о наличии у Администрации правовых оснований по распоряжению спорным имуществом и об отсутствии собственника данного объекта. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований к СПК «Дружба».
Представитель третьего лица - Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что получение разрешения на строительство, а, следовательно, и осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве водонапорной башни не требуется. Основания для проведения проверки и выдачи заключения о техническом состоянии спорного объекта у Департамента отсутствуют.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1, 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
В силу ст.50 вышеуказанного Закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п.2,3,5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года №931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления сельских поселений.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе водонапорные башни, тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Судом установлено и не отрицалось представителем администрации Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области, что в в д.Малеевка Шумячского района Смоленской области имеется водонапорная башня ((л.д.23).
Право муниципальной, государственной, федеральной собственности на спорный объект не зарегистрировано (л.д.6).
Из договора на передачу в безвозмездное пользование объектов системы водоснабжения от 01.01.2018 года, заключенного между администрацией Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области и МУП «Шумячская МТС» следует, что по условиям договора Администрация передала в безвозмездное пользование в целях оказания услуг холодного водоснабжения эксплуатирующей организации (МУП «Шумячская МТС») водонапорную башню и водопроводные сети, расположенные в д.Малеевка. Срок действия договора с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. (л.д.7-8).
В нарушение ст.56 ГПК РФ представителем администрации Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области суду не представлено доказательств принадлежности СПК «Дружба» спорной водонапорной башни, на что указано в отзыве Администрации, не добыто таких доказательств и судом (л.д.21).
Поскольку спорная водопроводная башня находится на территории Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области, то в силу прямого указания закона администрация данного поселения обязана обратиться с заявлением в регистрирующий орган о постановке ее на учет в качестве бесхозяйной вещи с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения, надлежащего содержания и эксплуатации водонапорной башни.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для постановки на учет объекта водоснабжения необходимо время для подготовки технической документации, проведение кадастровых работ, суд считает возможным установить срок постановки на учет в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Шумячского района Смоленской области удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Снегиревского сельского поселения Шумячского района Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта водонапорную башню, расположенную в д.Малеевка Шумячского района Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Шумячский районный суд Смоленской области.
Решение в окончательной форме принято 26.08.2022 г.
Судья Н.В. Иколенко