Судебный акт #1 (Определение) по делу № 5-9/2020 от 30.01.2020

    

Дело №5-9/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2020 года              р.п. Шилово

Судья Шиловского районного суда Рязанской области Махова Т.Н., проверив при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении - протокол об административном правонарушении, составленный 29 января 2020 года инспектором ДПС группы ДПС ОГИБДД МОМВД России «Шиловский» Курицыным В.С. в отношении Тарасова Андрея Юрьевича, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях с материалами дела об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

В Шиловский районный суд Рязанской области для рассмотрения по подведомственности из МОМВД России «Шиловский» поступил протокол об административном правонарушении, составленный 29.01.2020 года инспектором ДПС группы ДПС ОГИБДД МОМВД России «Шиловский» ФИО1 в отношении Тарасова А.Ю., привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с материалами дела об административном правонарушении.

Проверив указанный протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, нахожу, что данный протокол с приложенными к нему материалами подлежит возвращению в орган, должностное лицо которое его составило, т.е. в МОМВД России «Шиловский», по следующим основаниям:

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе и вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрены требования к порядку составления и содержанию протокола об административном правонарушении.

    В порядке подготовки дела к рассмотрению, судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5).

Так, из представленного в суд протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вмененное Тарасову А.Ю. административное правонарушение имело место ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 35 минут на <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>.

Вместе с тем иные, содержащиеся в представленном материале документы, в том числе составленные непосредственно в день ДТП указывают на другое время совершения, вмененного Тарасову А.Ю. административного правонарушении, что свидетельствует о наличии противоречий между составленным в отношении Тарасова А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ протоколом об административном правонарушении и другими, имеющимися в представленном материале документами.

Из содержания этого же протокола от 29.01.2020 года и иных, содержащихся в представленном материале документов, также следует, что в результате нарушения Тарасовым А.Ю. п.10.1 Правил дорожного движения, потерпевшие ФИО2 и ФИО2 получили телесные повреждения, при этом полученные ФИО2 телесные повреждения относятся к категории легкого вреда здоровью потерпевшего, а полученные ФИО2 телесные повреждения расцениваются, как повреждения не причинившие вреда здоровью человека, однако сами повреждения полученные указанными лицами, в протоколе об административном правонарушении не указаны, что свидетельствует о не должном изложении события вменённого Тарасову А.Ю. административного правонарушения, тогда как наличие обязанности по его изложению при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотрено ст. 28.2 КоАП РФ и лежит на должностном лице, составляющем протокол.

Кроме того, из протокола об административном правонарушении от 29.01.2020 года следует, что в результате нарушения Тарасовым А.Ю. п.10.1 Правил дорожного движения также были повреждены барьерные ограждения, чем, соответственно, причинен вред их собственнику, однако последний, как потерпевший, в протоколе об административном правонарушении и иных материалах не указан, и в дело, в качестве потерпевшего в целях реализации им его прав, предусмотренных ст. 25.2 КоАП РФ не введен. Его участие в качестве потерпевшего, при оставлении протокола об административном правонарушении, как того требуют положения ст. 28.2 КоАП РФ, а также при совершении иных процессуальных действий - не обеспечено.

Также следует отметить, что протокол об административном правонарушении от 29.01.2020 года, в отношении Тарасова А.Ю., составлен без участия в его составлении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Тарасова А.Ю. и потерпевшего ФИО3, при этом в представленном материале данных об их своевременном извещении непосредственно о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, как это требуют положения ч.4.1 КоАП РФ и ст. ст. 25.15, 28.2 КоАП РФ не содержится.

В представленных материалах имеются уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о явке Тарасова А.Ю. и ФИО3 к 10 часам 29.01.2020 года в группу разбора причин дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД МОМВД России «Шиловский», расположенного по адресу: р.п.Шилово, ул.Рязанская, д.118 для ознакомления с заключением экспертно-криминалистического центра УМВД России по Рязанской области, в которых также указано на то, что после этого в протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составленный в отношении Тарасова А.Ю. будут внесены дополнения, однако какие-либо дополнения в протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ фактически не вносились и, напротив, в отношении Тарасова А.Ю. 29.01.2020 года был составлен новый протокол по делу об административном правонарушении за тем же номером.

Данных о направлении и вручении Тарасову А.Ю. и ФИО3 писем с уведомлением о явке к 10 часам 29.01.2020 года непосредственно для составления протокола об административном правонарушении, а также фактического направления и вручения им вышеуказанных уведомлений, до времени составления протокола об административном правонарушении, таких как почтовые уведомления, отчеты об отслеживании отправлений, реестры почтовых отправлений, конверты о возврате писем, в представленном материале не содержится.

Помимо этого следует отметить, что данных о том, что после составления протокола об административном правонарушении его копии, как это требуют положения ч.4.1 и ч.6 ст. 28.2 и ст. 25.15 КоАП РФ были в установленном порядке вручены либо направлены лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Тарасову А.Ю. и потерпевшему ФИО3 в представленных в суд материалах также не содержится.

Само по себе наличие сопроводительных писем от 29.01.2020 года в адрес указанных лиц, об этом не свидетельствует.

Почтовых уведомлений, отчетов об отслеживании отправлений, реестров почтовых отправлений либо конвертов о возврате писем, из которых бы это следовало, в представленных в суд материалах не содержится.

Следует обратить внимание, что КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участников производства по делу об административном правонарушении, в том числе о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Такие извещения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут быть произведены с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (уведомлением, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., а также посредством направления СМС-сообщения и электронной почтой).

При этом направление извещения путем СМС –сообщения либо посредством электронной почты возможно с согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки извещений адресату.

Такое согласие должно быть получено в письменной форме и может быть выражено в адресованных соответствующему должностному лицу заявлениях, ходатайствах, в которых указываются соответствующие номер телефона и адрес электронной почты.

Наличие таких заявлений, ходатайств не исключает возможности направления тех или иных процессуальных документов на адрес электронной почты соответствующего лица.

В представленных материалах, содержатся сведения о направлении экспертизы – в 15 часов 29 минут ДД.ММ.ГГГГ, протокола об административном правонарушении - в 11 часов 29 минут 29.01.2020 года посредством электронной почты на адрес электронной почты <данные изъяты>, протокола об административном правонарушении и автотехнической экспертизы в 11 часов 37 минут 29.01.2020 года посредством электронной почты на адрес электронной почты <данные изъяты> с дальнейшей перепиской с последнего адреса с Афанаскиной Екатериной, однако ни Морозов Андрей, ни Афанаскина Екатерина участниками производства по делу об административном правонарушении не являются.

Письменного согласия Тарасова А.Ю. и ФИО3 либо иных участников производства по делу об административном правонарушении - на их извещение посредством электронной почты с указанием ее адреса в представленных материалах не содержится, как не содержится исходящих от ФИО4 документов указывающих на его номер телефона.

Верховный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, в связи с чем выход суда за рамки указанного в протоколе об административном правонарушении объема совершенного деяния не допускается, поскольку ухудшает тем самым положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо (см. например, Постановление Верховного Суда РФ от 28.07.2016 № 6-АД16-2).

Сбор доказательств - это функция и право заинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях и должностных лиц, применяющих меры обеспечения и составляющих протоколы об административных правонарушениях. Суд же оказывает содействие собиранию и истребованию доказательств, когда их представление затруднительно.

Иначе говоря, по своей инициативе суд доказательств не собирает, за исключением ряда категорий дел, где это прямо определено законом, например, по делам из публичных правоотношений.

В противном случае, суд получил бы право по своему усмотрению действовать в интересах или против интересов кого-либо из участников производства, собирая доказательства или устраняя в них погрешности вопреки принципу беспристрастного и справедливого правосудия.

Таким образом, КоАП РФ не возлагает на судью функцию розыска недостающих доказательств вины правонарушителей и исправления новыми доказательствами - ошибок должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях.

Принцип неотвратимости наступления административной ответственности не означает, что такая ответственность должна наступать любой ценой, что представленные административными органами доказательства обвинительной позиции имеют преимущество перед доказательствами в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, и что обеспечивать это преимущество можно не предусмотренными законом средствами, в том числе путем устранения всех допущенных должностным лицом, составившим протокол, ошибок и противоречий, судьей самостоятельно.

При таких обстоятельствах, учитывая, что вышеприведенные нарушения являются существенными, не могут быть восполнены при рассмотрении дела судьей и делают затруднительным принятие законного и обоснованного решения по делу, а также препятствуют своевременному рассмотрению дела об административном правонарушении, считаю, что протокол об административном правонарушении в отношении Тарасова А.Ю., привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ с материалами дела об административном правонарушении, подлежат возвращению в орган, должностное лицо которого составило указанный протокол.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возвратить протокол об административном правонарушении, составленный 29 января 2020 года инспектором ДПС группы ДПС ОГИБДД МОМВД России «Шиловский» ФИО1 в отношении Тарасова Андрея Юрьевича, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях с материалами дела об административном правонарушении, в орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, т.е. в МОМВД России «Шиловский».

Разъяснить, что устранение отмеченных в описательно-мотивировочной части настоящего определения недостатков, пересоставление протокола об административном правонарушении либо внесение в него, в другие документы, изменений должно производиться по правилам ст. 28.2 КоАП РФ, т.е. в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевших, либо в их отсутствие - при наличии надлежащего, своевременного, до даты устранения недостатков, уведомления о необходимости явки в административный орган для участия в исправлении недостатков, с тем, чтобы были обеспечены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевших и гарантии их защиты.

Копию определения направить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшим, разъяснив им, что оно может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд Рязанской области либо путем подачи жалобы непосредственно в вышестоящий суд - в течение 10 суток с момента его получения, участниками производства по делу об административном правонарушении, но не может быть обжаловано должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

        

         Судья:                        Т.Н.Махова

5-9/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
Тарасов Андрей Юрьевич
Суд
Шиловский районный суд Рязанской области
Судья
Махова Татьяна Николаевна
Статьи

ст.12.24 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
shilovsky--riz.sudrf.ru
31.01.2020Передача дела судье
31.01.2020Подготовка дела к рассмотрению
04.02.2020Протокол (материалы дела) НЕ БЫЛИ возвращены в ТРЕХДНЕВНЫЙ срок
04.02.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее