УИД 11MS0008-01-2022-001517-63 Дело № 12-797/2022
РЕШЕНИЕ
20 мая 2022 года город Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Койкова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Автономного учреждения Республики Коми «Комиинформ» на постановление мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 07 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 07 апреля 2022 года Автономное учреждение Республики Коми «Комиинформ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АУ РК «Комиинформ» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просят приведенное постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного правонарушения, указывая, что при назначении наказании мировым судьей не учтено признание вины, совершение правонарушения впервые, и то что Учреждение приняло меры по корректировке распространенной статьи.
В судебном заседании представитель АУ РК «Комиинформ» на удовлетворении жалобы настаивала, по изложенным в ней доводам.
Представитель административного органа Управления Роскомнадзора по Республике Коми с доводами жалобы не согласилась, полагала постановление законным и обоснованным.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о средствах массовой информации) регулирует отношения в сфере свободы слова и свободы массовой информации.
На основании статьи 4 Закона о средствах массовой информации запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
В силу статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации; под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения; под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Приказом Минтруда России от 21.05.2014 №332н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по производству продукции сетевых изданий и информационных агентств» определено, что к действиям по производству продукции сетевых изданий относится предметная реализация требований к художественно-техническому оформлению сетевого издания (разработка модели сайта исходя из целевого назначения и читательского адреса, разработка общей концепции художественного оформления сайта, разработка и утверждении композиции каждой публикации на основе имеющейся модели, формулирование задания по предоставлению материалов для штатных фотокорреспондентов и художников, отбор иллюстрированного материала для публикаций, принятие решений об обновлении отдельных элементов дизайна сетевого издания) и организация и контроль выпуска продукции сетевого издания.
На основании изложенного, к производству и выпуске продукции СМИ можно отнести действия по созданию публикации, их размещение на сайте сетевого издания, а также организация и контроль выпуска продукции сетевого издания.
Согласно ст.59 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований ст. 4 указанного Закона, - влечёт, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.56 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Частью 2 статьи 13.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за Распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Как следует из протокола об административном правонарушении и установлено мировым судьей, по результатам мониторинга, проведенного 02.03.2022 года в отношении сетевого издания «Информационное агентство «Комиинформ» установлен факт публикации материала в СМИ с нарушением ч.2 ст.4 Закона «О средствах массовой информации», а именно: 01.03.2022 в 15:20 на сайте СМИ сетевого издания «Информационное агентство «Комиинформ» по адресу .../ размещена статья «Сценарий Киева изгнать коренной народ с их исторических земель провалился благодаря действиям президента России – Юрий Беляцкий» (далее статья) в которой упоминается Украинская организация «Правый сектор», включенная Минюстом России в перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 года, без указания на то, что данная организация ликвидирована или деятельность данной организации на территории Российской Федерации запрещена.
Администратором домена ... ЯВЛЯЕТСЯ Автономное учреждение Республики Коми «Комиинформ».
Рассматривая административный материал, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АУ РК «Комиинформ» состава вмененного правонарушения, на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, оценка которым дана по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Оценивая доводы жалобы относительно того, что при назначении наказания мировым судьей не учтено признание вины, совершение правонарушения впервые, а также то, что Учреждение приняло меры по корректировке распространенной статьи, в связи с чем возможно было применение положений статьи 2.9 КоАП РФ прихожу к следующему.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Упоминание же в статье, размещенной на сайте СМИ сетевого издания «Информационное агентство «Комиинформ» организации «Правый сектор», включенной Минюстом России в перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» без указания на то, что данная организация ликвидирована или деятельность данной организации на территории Российской Федерации запрещена, свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений и не может являться основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, и на это указывается в оспариваемом постановлении, что при совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 13.15 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене и на предупреждение.
Принимая во внимание, что доводы заявителя сводятся к несогласию с назначенным наказанием, которое, вопреки утверждению назначено в наименьшем размере санкции, свидетельствует о том, что при назначении наказания были учтены требования ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, обстоятельства совершенного правонарушения и его характер.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, суд
р е ш и л :
постановление мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 07 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Автономного учреждения Республики Коми «Комиинформ» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Автономного учреждения Республики Коми «Комиинформ» - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба, принесен протест в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в третий кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 190900 ВОХ № 1413 г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 26.
Судья Т.А. Койкова