Судья: Турбина Т.А. адм. дело № 33а-13117/2023
УИД: 63RS0039-01-2023-001373-16
№ 2а-2509/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Ромадановой И.А. и Сивохина Д.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сулеймановой М.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения Сулеймановой М.А., ее представителя по доверенности Соловьева А.Н., заинтересованного лица Пугачевой В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Департаменту градостроительства г.о. Самара по доверенности Жуковой М.Б., заинтересованного лица Уливановой В.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сулейманова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на который не разграничена.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Сулейманова М.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков. Распоряжением от 16 марта 2023 г. № № в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой, что часть образуемого земельного участка налагается на проезд. С данным отказом административный истец не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее права и охраняемые законом интересы.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просила суд признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 16 марта 2023 г. № № незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть ее заявление от 20 февраля 2023 г. о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 23 июня 2023 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения (том 2 л.д. 24-32).
В апелляционной жалобе Сулейманова М.А. просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (том 2 л.д. 35).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования для ведения гражданами садоводства, категория земель: земли населенных пунктов.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 16 марта 2023 г. № № Сулеймановой М.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара часть образуемого земельного участка налагается на проезд (том 1 л.д. 14).
Из выписки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) в соответствии с решением Думы г.о. Самара от 29 апреля 2022 г. № №, земельный участок расположен в границах образуемого населенного пункта «город Самара» в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории. В соответствии с топографическими сведениями земельный участок частично расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (ЛЭП), земельные участки не входят в границы особо охраняемых природных территорий, в пределах земельных участков проектная документация лесного участка отсутствует.
Согласно решениям Красноглинского районного суда г. Самара от 9 ноября 2020 г. и 28 декабря 2017 г., вступившим в законную силу, Сулейманова М.А. в течении месяца со дня вступления в законную силу обязана освободить земельные участки, площадью <данные изъяты> кв. м и площадью <данные изъяты> кв. м путем демонтажа ограждений, расположенных по адресу: <адрес> в соответствующих координатах, и земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> путем демонтажа за счет собственных средств самовольно возведенной конструкции - забора, установленного по границам земельного участка в указанных точках схемы расположения земельного участка.
Во исполнении указанных выше вступивших в законную силу решений суда, судебным приставом-исполнителем ОСП Красноглинского района г. Самары возбуждены исполнительные производства № № от 4 мая 2018 г. и № № от 25 ноября 2021 г. Требования исполнительных документов до настоящего времени должником не исполнены.
Согласно заключению кадастрового инженера Лысова С.И. от 14 июня 2023 г. ширина проезда между земельными участками с кадастровыми номерами № и № составляет от <данные изъяты> м до <данные изъяты> м. При этом, согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м) на территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ ширина проезда для пожарной техники должна быть не менее <данные изъяты> м. Таким образом, ширина проезда между земельными участками с кадастровыми номерами № и № не нарушает требования действующего законодательства, предъявляемые к ширине проезда, так как превышает <данные изъяты> м. (том 1 л.д. 155).
Согласно сведениям из ППК «Роскадастр» от 23 июня 2023 г., с указанием фрагмента чертежа инвентаризации земель в кадастровом квартале № № в районе расположения земельного участка с обозначенным на чертеже условным номером №, пунктирными линиями отражены границы земельного участка по сведениям ГКН, тогда как граница инвентаризуемого земельного участка выходит за пределы, отраженных в ГКН.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что утверждение схемы расположения испрашиваемого к перераспределению земельного участка, повлечет уменьшение ширины проезда, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Также указал, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует требованиям закона, обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушения прав административного истца, не установлено.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из содержания и буквального толкования оспариваемого распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 16 марта 2023 г. № № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков следует, что основанием для отказа являются положения подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 14).
Согласно подп. 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В качестве расшифровки основания для отказа административный ответчик указал, что причиной отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является то обстоятельство, что по топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара часть образуемого земельного участка налагается на проезд.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации проезд является территорией общего пользования.
В соответствии с нормами действующего законодательства (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации) территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу.
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет «красные линии» как «линии», которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из системного толкования положений пункта 6 статьи 23, пункта 2 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что «красные линии», как существующие, так и планируемые отображаются и закрепляются в градостроительной документации, в частности в документах территориального планирования (схемы территориального планирования, карты планируемого размещения объектов, генеральные планы), в документах градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки), в документации по планированию территории (проекты планировки территории, проекты линевания территорий, градостроительные планы). Данные документы носят нормативный характер и являются обязательными, в том числе для уполномоченных органов при решении вопроса по распоряжению земельными участками.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена необходимость подготовки градостроительной документации, в том числе и по планировке территории с указанием «красных линий», обозначающих существующие, планируемые границы территорий общего пользования. Однако если такая документация еще не подготовлена и не утверждена в порядке, установленном названным кодексом, при определении статуса земельного участка как участка, отнесенного к землям общего пользования, следует руководствоваться определением таких земель, приведенным в статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительной документацией, на основании которой спорная территория была застроена, целями отвода конкретного участка и учитывать его фактическое использование.
На основании пункта «б» части 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. № №, для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара № № от 16 мая 2023 г. испрашиваемый к перераспределению земельный участок находится на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории. В соответствии с топографическими сведениями Департамента, земельный участок частично расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (ЛЭП) (том 1 л.д. 53).
Таким образом, департамент градостроительства г.о. Самары не предоставил информацию, о том, что часть образуемого земельного участка налагается на проезд.
Иных доказательств в подтверждение указанных обстоятельств материалы дела не содержат.
Представленное в материалы административного дела заключение кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>» ФИО20 содержит указание на то, что забор земельного участка с кадастровым номером № (участок № №) выдвинут на территорию общего пользования на расстояние от 0,7 м до 1,1 м и выходит за красную линию (том 1 л.д. 201-212).
Допрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции кадастровый инженер ФИО21 подтвердила выводы указанного заключения и пояснила, что при его составлении руководствовалась планом границ земельного участка, составленным сотрудниками ООО «Поволжье» (том 1 л.д. 222).
Действительно, из указанного плана границ усматривается нахождение части земельного участка № № за границами красной линии (на проезде).
В месте с тем, представитель административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что указанная красная линия была установлена в соответствии со схемной № №, которая признана решением суда недействительной. В настоящее время красная линия на генеральном плане г.о. Самара отсутствует.
Так, определением Самарского областного суда от 5 мая 2022 г., вступившим в законную силу, установлено, что решением Думы г.о. Самара от 29 апреля 2022 г. № № «О внесении изменения в Решение Думы г.о. Самара» от 20 марта 2008 г. № № «Об утверждении генерального плана городского округа Самара», генеральный план г.о. Самара приведен в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ. Данное решение опубликовано в газете «Самарская газета» от 5 мая 2022 г. № №. Утвержденные решением Думы г.о. Самара от 29 апреля 2022 г. № № Приложения к генеральному плану г.о. Самара, в том числе Приложение № № «Карта планируемого размещения объектов местного значения в области обеспечения объектами транспортной инфраструктуры», не содержат сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, которые ранее были отображены на схеме № № «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. № № в редакции Решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 г. № №.
В соответствии со статьей 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, указание административным ответчиком в оспариваемом распоряжении на то, что часть образуемого земельного участка налагается на проезд, то есть находится на территории общего пользования (проезде) не нашло своего подтверждения.
При этом, следует учесть, что фактически проезд между земельными участками с кадастровыми номерами № и № имеется. Так, согласно заключению кадастрового инженера Лысова С.И. от 14 июня 2023 г. ширина проезда между земельными участками с кадастровыми номерами № и № составляет от <данные изъяты> м до <данные изъяты> м. При этом, согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м.) на территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ ширина проезда для пожарной техники должна быть не менее 3,5 м. таким образом, ширина проезда между земельными участками с кадастровыми номерами № и № не нарушает требования действующего законодательства, предъявляемые к ширине проезда, так как превышает 3,5 м (том 1 л.д. 155).
При таких обстоятельствах, присоединение участка, площадью <данные изъяты> кв. м, о котором просит административный истец, не нарушает требования, установленные действующим законодательством.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что в данном случае имеется недоказанность обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Ввиду изложенного, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 16 марта 2023 г. № №.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Сулеймановой М.А. от 20 февраля 2023 г. о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 июня 2023 г. отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Сулеймановой М.А. удовлетворить.
Признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 16 марта 2023 г. № № незаконным.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Сулеймановой М.А. от 20 февраля 2023 г. о перераспределении земельных участков.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: