УИД 91RS0012-01-2022-003733-53
Дело №2-2248/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 ноября 2022 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,
при секретаре – Черкасовой А.А.,
с участием представителя истца Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО5, действующего на основании доверенности, представителя ответчика ФИО8 – адвоката ФИО7, действующего на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> Республики Крым к Никоновой Марине, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО1, ФИО2, о принудительной продаже земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация <адрес> Республики Крым обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО8, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО1, ФИО2, о принудительной продаже земельного участка, в котором просила обязать ФИО8, гражданку Люксембурга, произвести отчуждение 1/4 доли земельного участка с кадастровым номером 90:19:010109:4855, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Заявленные требования мотивированы тем, что за гражданкой Люксембурга ФИО8 зарегистрировано право собственности на 1/4 доли земельного участка с кадастровым номером 90:19:010109:4855, расположенного по адресу: <адрес>. В Администрацию <адрес> Республики Крым из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступило сообщение о нахождении в собственности лица имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать. В силу части 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым включен в перечень приграничных территорий. Ответчик является гражданкой Люксембурга, на территории Российской Федерации не проживает, в связи с чем не имеет законных оснований для владения земельным участком на территории Российской Федерации. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО5 поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО8 – адвокат ФИО7 возражал против удовлетворения заявленных требований, в связи с невозможностью согласовать позицию со своим доверителем.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО8 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась по последнему известному месту жительства, о причинах неявки суду не сообщила.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, согласно которому также не возражала против удовлетворения исковых требований Администрации <адрес> Республики Крым, полагая их законными и обоснованными.
Третье лицо ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Пунктом 2 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Подпунктом 44.15 пункта «а» Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №», территория муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым входит в перечень приграничных территорий, на которых иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Таким образом, с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися в границах приграничной территории, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ за ФИО8 зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/4 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается выпиской из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, представленной по запросу суда (л.д.27-30).
Согласно информации ОВМ УМВД России по <адрес>, представленной по запросу суда, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспортом гражданина Российской Федерации не документирована, зарегистрированной по месту жительства или по месту пребывания по <адрес> не значится (л.д.36, 39).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Порядок отчуждения такого имущества определен статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, принадлежащая ответчику доля в праве собственности на земельный участок подлежала отчуждению им в течение года с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, однако этого ответчиком добровольно сделано не было.
Действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, – в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность. Прекращение права собственности на имущество, которое не может принадлежать иностранному гражданину в силу закона, имеет ввиду прежде всего защиту публично-правовых интересов. В данном случае публичный интерес направляется не на охрану земли, как природного ресурса и обеспечение использование участка в публичных нуждах, а на соблюдение установленных законом ограничений.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П положения Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 3 статьи 15, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, как направленные на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, будучи специальной нормой, не подлежащей расширительному толкованию, содержит ограничение для иностранных граждан - невозможность обладания на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях. Данный вывод согласуется и с пунктом 1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь в пределах территории Российской Федерации земельные участки только на праве аренды.
При таких обстоятельствах, сохранение за ФИО8, не являющейся гражданином Российской Федерации, права собственности на земельный участок, расположенный в границах муниципального образования городской округ Керчь, противоречит действующему законодательству и нарушает публично-правовые интересы, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации <адрес> Республики Крым к Никоновой Марине, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО1, ФИО2, о принудительной продаже земельного участка – удовлетворить.
Возложить на Никонову Марину, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданку Люксембурга, обязанность произвести отчуждение 1/4 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.А. Киселевич
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2022 года.
Судья А.А. Киселевич