Судья Маркелова М.О. гр. дело №33-10380/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября 2021 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Мокшаревой О.Г.,
судей Елистратовой Е.В., Головиной Е.А.,
при помощнике судьи: Каримове Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-709/2021 по апелляционной жалобе Администрации Куйбышевского района городского округа Самара на решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 11 июня 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Головинского Евгения Александровича к Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара удовлетворить.
Обязать Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара демонтировать контейнерную площадку, расположенную на расстоянии 2,17 м. от жилого дома по адресу: <адрес>Д».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мокшаревой О.Г., пояснения представителя Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара Казаковой Ю.Ю., истца Головинского Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головинский Е.А. обратился в суд с иском к Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара о демонтаже контейнерной площадки.
В обоснование заявленных требований указал, что 21.11.2020 истец приобрел земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>Д. Расстояние от жилого дома до мусорной площадки составляет 2,07 метра от левого края и 2,85 метра от правого края мусорной площадки, что нарушает права истца на благоприятную окружающую среду, где проживает истец со своей семьей. На письменную претензию истца поступил ответ администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара о том, что для переноса контейнерной площадки на другое местоположение, либо ее демонтажа оснований не имеется.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Головинский Е.А. просил демонтировать контейнерную площадку, установленную около дома по адресу: <адрес>Д, силами и средствами ответчика.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Куйбышевского района г.о.Самара просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Головинского Е.А..
Представитель ответчика Казакова Ю.Ю. в судебном заседании апелляционной инстанции просила решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска.
Истец Головинский Е.А. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на официальном интернет-сайте Самарского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Положениями пункта 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м.
Судом установлено, что истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>Д, и проживает по данному адресу вместе со своей семьей.
На расстоянии 2,17 метра от указанного жилого дома установлена контейнерная площадка для сбора мусора.
Факт нахождения контейнерной площадки на указанном расстоянии сторонами не оспорен и нашел подтверждение в ходе выездной проверки Управления Роспотребнадзора по Самарской области.
Истец обращался в Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара по вопросу переноса или демонтажа контейнерной площадки от его дома.
Согласно ответу первого заместителя главы Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара место размещения контейнерной площадки согласовано уполномоченными органами, в том числе Управлением Роспотребнадзора по Самарской области. Оснований для переноса контейнерной площадки на другое местоположение, либо ее демонтажа не имеется.
По запросу суда, специалистом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в присутствии Головинского Е.А. составлен акт обследования №, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>Д, проведено обследование контейнерной площадки, расположенной рядом с обозначенным жилым фондом, с целью ее оценки на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
ДД.ММ.ГГГГ при выходе на место по адресу: <адрес>Д, установлено, что контейнерная площадка размещена на обочине проезжей части (вдоль транспортной магистрали), огорожена с трех сторон железобетонными конструкциями. На площадке установлено 3 контейнера на земле, отсутствует твердое покрытие. Расстояние от контейнерной площадки до индивидуального жилого <адрес>Д по <адрес> составляет 2,17 м., что противоречит требованиям ст.21 Федерального Закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
Согласно статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) отнесены к полномочиям органов муниципальной власти.
Решение об организации, либо переносе контейнерной площадки на придомовой территории жилищного фонда принимается общим собранием собственников многоквартирного дома при условии, если придомовая территория является общим имуществом собственников многоквартирного дома, либо органами местного самоуправления в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 место накопления ТКО подлежит обязательному согласованию с органами местного самоуправления и внесению в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Площадки накопления ТКО до момента вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (до 01.01.2019) были внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с действующим на тот момент законодательством, то есть в рамках требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (согласно которым предусматривалось сокращение расстояния от контейнерной площадки до нормируемых объектов с учетом плотности сложившейся застройки по результатам комиссионного обследования, организованного органами местного самоуправления).
Согласно реестру контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в г.о.Самара, контейнерная площадка по адресу: <адрес>Д, отсутствует. Заключение Управлением Роспотребнадзора по Самарской области не выдавалось.
В настоящее время, в соответствии с требованием п.2.3 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», вступивших в законную силу 01.01.2020, при невозможности соблюдения расстояний от контейнерных площадок до нормируемых объектов (не менее 20 м., но не более 100 м.) главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками.
Согласно п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Согласно п.15 постановления главы городского округа Самара от 10.06.2008 №404 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара», действовавших до принятия Правил, утверждённых Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 №444, схема места размещения контейнерной (бункерной) площадки должна быть согласована с уполномоченным подразделением Администрации внутригородского района городского округа Самара и с Управлением Роспотребнадзора по Самарской области соответствующего района.
В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, месторасположение площадок устанавливается комиссионно. Комиссия организуется администрацией соответствующего внутригородского района г.о.Самара и состоит из специалиста уполномоченного подразделения администрации внутригородского района г.о.Самара, представителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области, организации, осуществляющей содержание жилищного фонда городского округа Самара, а также жителей прилегающих домов.
Из материалов дела не следует, что комиссией с участием представителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области, организации, осуществляющей содержание жилищного фонда, а также жителей прилегающих домов принято решение о размещении спорной контейнерной площадки на расстоянии менее 20 метров от жилого дома. Акт комиссией не составлялся и не утверждался.
Таким образом, контейнерная площадка, расположенная на расстоянии 2,17 метров от жилого дома Головинского Е.А., установлена с нарушением порядка, оснований для ее сохранения на прежнем месте не имеется, так как это нарушает права истца на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности по демонтажу контейнерной площадки, расположенной на расстоянии 2,17 м. от жилого дома по адресу: <адрес> Д.
Учитывая необходимость согласования и устройства контейнерной площадки в ином месте, судом установлен срок исполнения решения суда до двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что место размещения спорной контейнерной площадки в момент ее установки соответствовало установленным требованиям, включая требованиям по удаленности от жилых домов, по улице Обувной и исторически сложившейся застройки, иного места для размещения площадки не имеется, поскольку действующие в настоящее время Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов г.о.Самара возлагают на ответчика полномочия по определению границ от жилого дома до контейнерных площадок.
Спорная контейнерная площадка находится на балансе Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара.
Согласно ст.4 Решения Думы городского округа Самара от 08.08.2019 №444 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара» в целях закрепления территории в городском округе для содержания и благоустройства границы прилегающих территорий устанавливаются: путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории; путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между администрацией внутригородского района (уполномоченный орган) и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом (далее - соглашение). В этом случае приложением к соглашению будет являться карта-схема прилегающей территории. Границы прилегающей территории устанавливаются путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения, при отсутствии заключенного соглашения. Для контейнерных (бункерных) площадок - 10 м. Администрации внутригородских районов с учетом имеющихся у них сведений о зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках, расположенных в муниципальном образовании, вправе самостоятельно направлять собственникам и (или) законным владельцам указанных объектов либо уполномоченным лицам проект соглашения с приложением к нему карты-схемы.
Наличие спорной контейнерной площадки, находящейся на балансе ответчика, на расстоянии 2,17 метра от жилого дома истца свидетельствует о нарушении его права на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что демонтаж объекта повлечёт нарушение прав других лиц – жителей района, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не должно приводить к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, и не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения нормативных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Также, доводы заявителя жалобы о том, что требования истца о демонтаже спорного объекта, являющегося имуществом муниципальной казны, которые удовлетворены судом первой инстанции, фактически представляют собой ликвидацию (гибель) имущества муниципальной казны и лишении муниципального образования собственности, являются несостоятельными, поскольку оспариваемым судебным актом не принято решения об уничтожении спорной контейнерной площадки и ответчик не лишен возможности ее установления вновь с соблюдением требований действующего законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции при принятии решения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные статьей 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 11 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: