Дело № 12-17/2024
РЕШЕНИЕ
04 марта 2024 года г. Шахты
Судья Шахтинского городского суда Ростовской области Романова С.Ф., рассмотрев жалобу МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты на постановление №3726/23/61083-АП от 19.01.2024г. о привлечении МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.01.2024г. врио начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г.Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Соболева А.С. МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты не согласилось с данным постановлением, подав жалобу, в которой просило отменить указанное постановление, поскольку МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты предпринимает все меры, направленные на исполнение судебного акта; причиной неисполнения требований является отсутствие выделенных денежных средств. Требования не исполнены по уважительным причинам.
Представитель МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты Гончарова Р.Ф. в суд, на рассмотрение жалобы явилась, доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Начальник отдела – старший судебный пристав Отдела судебных приставов по г.Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Соболев А.С. в суд, на рассмотрение жалобы, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что позволяет суду рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ в районный суд по месту рассмотрения дела. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в частности, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как установлено, решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 25.08.2016г. на МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты возложена обязанность в срок до 01.08.2017г. устранить в отношении кладбища в п. Дуваново нарушения ч.5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.п. 2.1., 3.1., 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, п.п.2.7.,2.9.,6.6.,6.7. СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84, а именно: установить санитарно-защитную зону, после чего привести ее в соответствие с п.2.9. СанПин 2.1.2882-11, то есть спланировать, благоустроить и озеленить, определить транспортные и инженерные коридоры; разработать и утвердить проект устройства кладбища; построить общественный туалет; определить зоны зеленых насаждений, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
На основании вступившего в законную силу решения суда был выдан исполнительный лист ФС № 013172300, который предъявлен к исполнению в Отдел судебных приставов по г.Шахты и Октябрьскому району УФССП России по Ростовской области и возбуждено исполнительное производство №62300/17/61083-ИП от 08.06.2017г. Установлен срок для добровольного исполнения – до 01.08.2017г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.11.2017г. с МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты взыскан исполнительный сбор в связи с неисполнением решения суда в размере 50 000 руб.
МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты неоднократно обращалось в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения Шахтинского городского суда Ростовской области от 25.08.2016г., однако в удовлетворении требований отказано.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.11.2023г. назначен новый срок исполнения решения суда до 18.12.2023г., однако требования не были исполнены МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, в связи с чем 25.12.2023г. в адрес должника было направлено извещение о явке на прием на 28.12.2023г. в 11-00 час. для составления протокола об административном правонарушении руководителя, представителя МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты.
Однако, из текста извещения от 25.12.2023г. не усматривается, что должник был надлежащим образом извещен о месте составления протокола, поскольку не указано по какому именно адресу необходимо явиться руководителю или представителю. Кроме того, срок с 25.12.2023г. по 28.12.2023г. недостаточен для предоставления доказательств в подтверждение своей позиции по делу.
Согласно штампу входящей корреспонденции, данное извещение было вручено 25.12.2023г. ФИО4, при этом не указана должность ФИО4, что не позволяет сделать вывод о том, что она является лицом, уполномоченным на принятие извещений.
При таких обстоятельствах доказательств надлежащего извещения МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты – руководителя или представителя, не имеется, что является существенным процессуальным нарушением.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя или руководителя МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты.
Согласно протоколу об административном правонарушении, установлено, что 28.12.2023г. должник - МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, не исполнило постановление от 22.11.2023г. о назначении нового срока исполнения решения суда, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, а именно – неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Между тем, протокол об административном правонарушении датирован 28.12.2024г., в связи с чем невозможно установить дату его составления должностным лицом, что также является существенным процессуальным нарушением, и влечет признание его недопустимым доказательством по делу.
Протокол об административном правонарушении был направлен в адрес МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты и вручен должнику 10.01.2024г., также ФИО4
19.01.2024г. судебный пристав-исполнитель Павлякевич И.А. передала материалы врио начальника отдела судебных приставов по г.Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области.
Определением врио начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г.Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Соболева А.С. от 28.12.2023г., материал принят к производству врио начальника отдела, на основании п. 1 ч. 2 ст. 23.68 КоАП РФ, и рассмотрение дела назначено на 19.01.2024г. Данное определение вручено должнику 10.01.2024г.
Между тем, данные противоречия вызывают сомнения в последовательности действий должностных лиц и ставят под сомнение надлежащее извещение представителя МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Невыполнение должностным лицом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о вынесении постановления по делу противоречит положениям норм, что свидетельствует о нарушении порядка производства по делу об административном правонарушении, поскольку в этом случае не созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав указанного лица, что может стать препятствием для их защиты и является недопустимым.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.01.2024г. врио начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г.Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Соболева А.С. МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
При таких обстоятельствах, невозможно сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 29.11, части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается по почте заказным почтовым отправлением по месту их жительства.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, прихожу к выводу о том, что должностным лицом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и при таких обстоятельствах постановление от 19.01.2024г. о привлечении МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежит отмене, а поскольку срок привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Отдел судебных приставов по г.Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области. При этом, должностному лицу необходимо учитывать вышеприведенные нормы при вынесении постановления.
Руководствуясь ст. 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ №3726/23/61083-░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 19.01.2024░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.17.15 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░