Дело № 2-315/2023
УИД 13RS0004-01-2023-000321-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ардатов 27 июля 2023 г.
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Раскина Н.И.,
при секретаре судебного заседания Святкиной А.Д.,
с участием прокуратуры Ардатовского района Республики Мордовия,
ответчика – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» об обязании оборудовать окна замками безопасности,
установил:
прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд, с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчику, указав, что прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности МБОУ «Тургеневская СОШ» выявлены нарушения законодательства о безопасности несовершеннолетних.
Так, в нарушение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 и п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» на 39 оконных рамах МБОУ «Тургеневская СОШ» отсутствуют устройства, предотвращающие выпадение детей.
Оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивает права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся МБОУ «Тургеневская СОШ» на охрану здоровья.
Просит обязать МБОУ «Тургеневская СОШ» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оборудовать 108 окон замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающему блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в следующих помещениях: 1 этаж – коридор – 11 окон, классные помещения – 16 окон, столовая – 5 окна, спортзал – 4 окна; 2 этаж – коридор – 16 окон, классные комнаты – 23 окна; 3 этаж – классные комнаты – 22 окна, коридор – 11 окон.
В судебное заседание помощник прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Медянкин А.Ю. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Тургеневская СОШ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, директор МБОУ «Тургеневская СОШ» Дубровин С.Б. представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, глава Ардатовского муниципального района Антипов А.Н. представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении требований возражал, в связи с отсутствием запланированных денежных средств в бюджете Ардатовского муниципального района. Дополнительно в отзыве на исковое заявление указал, что согласно утвержденной постановлением администрации Ардатовского муниципального района от 11.01.2023 № 01-03/12 муниципальной программе «Развитие образования Ардатовского муниципального района» на 2020-2026 годы, в 2025 году запланирован капитальный ремонт здания МБОУ «Тургеневская СОШ». В 2023 году в бюджете администрации Ардатовского района Республики Мордовия и в плановом периоде 2024 и 2025 годов денежные средства на проведение вышеуказанных мероприятий не предусмотрены.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим:
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.
Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29.01.2021 № 136-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.052021 № 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 года.
Согласно ГОСТ 23166-2021 настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению. Настоящий стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей (пункт 1).
Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"» (пункт 6.1.1).
Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:
применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста;
применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;
детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;
детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма (пункт 6.3.1).
Из материалов дела усматривается, что 31.05.2023 прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности МБОУ «Тургеневская СОШ» выявлены нарушения законодательства о безопасности несовершеннолетних. Установлено, что на конных рамах МБОУ «Тургеневская СОШ» отсутствуют устройства, предотвращающие выпадение детей.
Согласно информационной справке МБОУ «Тургеневская СОШ» от 26.06.2023, в данном общеобразовательном учреждении следующее количество окон: 1 этаж – коридор – 11 окон, классные помещения – 16 окон, столовая – 5 окна, спортзал – 4 окна; 2 этаж – коридор – 16 окон, классные комнаты – 23 окна; 3 этаж – классные комнаты – 22 окна, коридор – 11 окон, всего 108 окон.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение названных выше норм законодательства, 108 окон МБОУ «Тургеневская СОШ» не оборудованы замками безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что учредителем МБОУ «Тургеневская СОШ» является администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, которая обеспечивает финансирование данного учреждения, не имеющего собственных денежных средств, а государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» об обязании оборудовать окна замками безопасности – удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тургеневская средняя общеобразовательная школа», ИНН - - , ОГРН - - , в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязать оборудовать окна замками безопасности, а именно: оборудовать 108 окон замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающему блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в следующих помещениях: 1 этаж – коридор – 11 окон, классные помещения – 16 окон, столовая – 5 окна, спортзал – 4 окна; 2 этаж – коридор – 16 окон, классные комнаты – 23 окна; 3 этаж – классные комнаты – 22 окна, коридор – 11 окон.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Н.И. Раскин
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2023