№2-1623/2023
70RS0004-01-2023-001295-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Галицкой С.В.,
с участием:
представителя истца Байраченко С.Л., действующего на основании доверенности от 28.10.2021,
помощника прокурора Советского района г.Томска Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен аварийного,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 24,63 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан членом семьи ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, являвшейся нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Настоящее решение является основанием для администрации Кировского района г.Томска для заключения с ФИО2 договора социального найма в отношении указанной квартиры. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Города Томска № от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес>, совместно с Комитетом жилищной политики администрации Города Томска возложена обязанность не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения в указанном доме и земельный участок изъяты для муниципальных нужд. ДД.ММ.ГГГГ на основании вступившего в законную силу решения суда, истец обратился в администрацию <адрес> для заключения с ним договора социального найма на жилое помещение. Из ответа администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №ж следует, что ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес>, ранее признанный аварийным и подлежащим сносу, был снят с кадастрового учета и снесен. С учетом того, что жилые помещения в многоквартирном жилом доме признанном аварийном и подлежащим сносу по адресу: <адрес>, изъяты в установленном порядке для муниципальных нужд, требование истца о предоставлении взамен аварийного иного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, оставлено без ответа, истец вынужден был обратиться за защитой своих жилищных прав с исковом в суд.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании уточненные требования своего доверителя поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что спорное жилое помещение является единственным жилым помещением для истца, иного он не имеет. Так как дом снесен, истец проживает у знакомых, друзей. Квартира ведомственная, в которой было две комнаты и кухня. Квартира принадлежала двум нанимателям, были разделены лицевые счета. ФИО1 принадлежала комната площадью 16,2 кв.м. Второму нанимателю жилое помещение предоставлено.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. От представителя поступили возражения на исковое заявления, согласно которым <адрес> в <адрес> являлась коммунальной, имела разные лицевые счета № (квартиросъёмщик ФИО1) и № (квартиросъёмщик ФИО6). Согласно данным Реестра муниципальной собственности и кадастровому паспорту общая площадь <адрес> составляла 40,6 кв.м. ФИО6 занимала жилую комнату площадью 10,5 кв.м. На долю ФИО1 с учетом мест общего пользования в <адрес> приходилась общая площадь в размере 24,6 кв.м. В связи с тем, что жилой <адрес> в <адрес> был снесен в августе 2022 года до вынесения решения суда по исковому заявлению ФИО2, заключить с ним договор на фактически прекратившее существование жилое помещение, переставшее быть объектом жилищных прав, не представляется возможным. В случае удовлетворения иска, представитель просит указать срок предоставления жилого помещения по договору социального найма – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, заключение помощника прокурора, изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч. 2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан членом семьи ФИО1, являвшейся нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. На администрацию Кировского района г.Томска возложена обязанность заключить с ФИО2 договор социального найма в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В теории гражданского процесса под предметом иска понимается то, что истец просит присудить, признать или изменить и против чего возражает ответчик. Основание иска - это фактические данные, которыми истец обосновывает свои требования и против которых возражает ответчик.
В качестве основания иска при обращении в Кировский районный суд г. Томска ФИО2, указано на вселение и проживание на законных основаниях в жилом помещении № в доме по адресу: <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ч.2. ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «УК «Народная», следует, что ФИО2 зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истца в спорное жилое помещение в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
По смыслу приведенных положений закона непригодность жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для выселения граждан из такого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с постановлением мэра г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес>.
Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании постановления администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном порядке для муниципальных нужд изъяты жилые помещения в многоквартирном доме, признанном аварийном и подлежащим сносу по адресу: <адрес>, в том числе <адрес>.
Согласно ответу на обращение из администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ж, многоквартирный дом по указанному адресу был снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ и снесен.
Иного жилого помещения у истца в собственности не имеется, что подтверждается ответами из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, из Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Как следует из искового заявления, и пояснений представителя истца следует, что спорное жилое помещение является единственным жилым помещением для истца, иного он не имеет. Так как дом снесен, истец проживает у знакомых, друзей. Квартира ведомственная, в которой было две комнаты и кухня. Квартира принадлежала двум нанимателям, были разделены лицевые счета. ФИО1 принадлежала комната площадью 16,2 кв.м.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку <адрес> в <адрес> еще в 2012 году признан в установленном порядке аварийным, в 2022 году снесен, следовательно, требование истца о предоставлении взамен другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
При этом доказательств принятых органом местного самоуправления мер по предоставлению истцу другого жилого помещения по договору социального найма, не представлено.
Более того, из вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья, регулируется специальными нормами, в связи с чем, в случае объективной нуждаемости в обеспечении жильем в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем требованиям безопасности, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса РФ, не требуется.
При признании дома аварийным выселение из него согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ производится в обязательном порядке в целях охраны жизни и здоровья проживающих в нем граждан с предоставлением всем лицам, имеющим право пользования жилым помещением, иного жилого помещения.
Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.
Доказательств отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме признанном аварийном и подлежащем сносу, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Учитывая, что вышеуказанный жилой дом признан решением органа местного самоуправления непригодным для проживания, которое не оспорено и незаконным не признано, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
При этом следует учитывать, что Жилищный кодекс РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма, а потому суд приходит к выводу на необходимость применения в данном случае в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса РФ по аналогии положений статей 15, 16, 42 Жилищного кодекса РФ.
Исходя из содержания положений названных статей Жилищного кодекса РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
При определении площади подлежащего предоставлению истцу жилого помещения суд руководствуется выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой общая площадь <адрес> доме по <адрес> составляет 40,6 кв.м.
Согласно письменным пояснениям ответчика, ФИО1 занимала комнату площадью 16,20 кв.м.
Поскольку данная квартира является коммунальной, расчет площади помещения, подлежащего предоставлению истцу взамен аварийного, производится следующим образом:
26,70 кв.м. – жилая площадь, в том числе 60,67% приходилось на долю ФИО1
40,6 кв.м. (общая площадь квартиры) – 26,70 кв.м. (жилая площадь) =13,9 кв.м. (площадь мест общего пользования в <адрес>)
13,9 кв.м. (площадь мест общего пользования в <адрес>) * 60,67% = 8,43 кв.м. (площадь нежилых помещений)
Таким образом, площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу взамен аварийного, составляет 24,63 кв.м. (16,2 кв.м. + 8,43 кв.м.).
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обязанности по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 24,63 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, взамен аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Часть 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Суду никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и невозможности его предоставления сразу после вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ представлено не было.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 24,63 ░░.░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.05.2023
░░░░░ (░░░░░░░)