Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2023 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Карвась В.Д.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
представителя административного истца Куприянова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-743/2023 по административному исковому заявлению Пономаревой Татьяны Михайловны к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Пономарева Т.М. обратилась в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 11372 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201, пункта 9840 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014, пункта 9700 приложения № 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, пункта 9527 приложения № 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077, со дня их принятия, указывая, что она является собственником объекта недвижимости – нежилого здания, назначение: нежилое, площадью 792,8 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул.Мира, д.97, кадастровый номер №. Указанное нежилое здание не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Включение нежилого здания в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Куприянов Д.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям, указав, что в здании произведена перепланировка, фактически здание используется в медицинских целях.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что поскольку здание имеет наименование «здание филиала Центрального отделения № 4257 Сбербанка России», расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации здания филиала Центрального отделения № 4257 Сбербанка России», что позволяет отнести его к объектам делового, административного назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемые перечни на основании п.3 ст.378.2 НК РФ. По состоянию на текущую дату, решение об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № министерством не принималось.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению частично, в части оспаривания Перечней на 2021-2023 гг., поскольку эти нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца. В части требований об оспаривании Перечня на 2020 год необходимо отказать, поскольку административный истец приобрел право собственности на здание 12.08.2020.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01.01.2015.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021, приказ министерства имущественных отношений от 08.11.2022 года № 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом 11372 (на 2020 год), под пунктом 9840 (на 2021 год), под пунктом 9700 (на 2022 год приложение № 1), под пунктом 9527 (на 2023 год приложение № 1) включен объект недвижимости с кадастровым номером 63:09:0301155:630, наименование: нежилое здание, назначение: нежилое, общей площадью 792,8 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул.Мира, д.97. Право собственности на данное здание с 12.08.2020 зарегистрировано на имя Пономаревой Т.М., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах и о переходе прав на объект недвижимости.
Согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером 63:09:0301155:630, здание имеет наименование: нежилое здание, назначение нежилое, вид разрешенного использования: данные отсутствуют.
Из материалов реестрового дела следует, что представитель Пономаревой Т.М. по доверенности от 25.08.2020 Елясина В.В. обращалась с заявлением об исключении из характеристик здания 63:09:0301155:630 сведений о наименовании «Здание филиала Центрального отделения № 4257 Сбербанка России» в связи со сменой его функционального назначения.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0301155:17, имеющим вид разрешенного использования: здравоохранение (3.4).
Из материалов реестрового дела следует, что изначально земельный участок был поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: Для дальнейшей эксплуатации здания филиала Центрального отделения № 4257 Сбербанка России».
29.10.2020, 20.01.2021, 21.07.2021 представитель Пономаревой Т.М. по доверенности Елясина В.А. обращалась с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка на Здравоохранение.
На запрос суда из материалов реестрового дела представлен технический паспорт, выполненный МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» по состоянию на 24.10.2008, согласно которому Здание филиала Центрального отделения № 4257 Сбербанка России состоит из: -1 этаж: техподполье, кладовая, лестничная клетка, водомерный узел, тепловой пункт, эл.щитовая, АТС, 1 этаж: тамбур, клиентский зал площадью 107,9 кв.м., VIP комнаты, обмен валюты, кассы, коридор, сервисная зона, комната отдыха, сейфовая комната, помещение хранение ценностей, тамбур, лестничная клетка, архив, санузлы, 2 этаж: коридоры, касса, комната отдыха, лестничная клетка, архив, санузлы, охрана, серверная, учебный класс, кабинеты, клиентский зал площадью 77,4 кв.м., 3 этаж: лестничная клетка.
Площадь клиентских залов 107,9 кв.м., 77,4 кв.м. составляет более 20% от общей площади здания (792,8 кв.м.).
Аналогичный технический паспорт представлен на запрос суда МП г.о.Толятти «Инвентаризатор».
Технический план, подготовленный 16.10.2020 кадастровым инженером Закирко О.В., был выполнен в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером 63:09:0301155:630 в части местоположения на земельном участке 63:09:0301155:17, а также исключением наименования.
Суд не принимает во внимание технический паспорт на нежилое здание, изготовленный МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» 09.02.2021, поскольку он отсутствует в документах технического учета (инвентаризации) в регистрирующих органах.
Из материалов дела следует, что административный истец, являясь собственником здания и земельного участка, изменила наименование здания на нежилое здание и вид разрешенного использование земельного участка на здравоохранение. При этом технические характеристики здания остались прежними.
Суд полагает, что наименование здания с учетом его технических характеристик, а именно наличие помещений, поименованных как клиентский зал, и составляющие более 20% от общей площади здания позволяют отнести здание к критериям ст.378.2 НК РФ, то есть у административного ответчика имелись основания для включения здания в Перечни.
Кроме того, Пономарева Т.М. зарегистрировала право собственности на здание 12.08.2020 года, то есть на период принятия Перечня на 2020 год, она не являлась собственником здания, и ее права при принятии оспариваемого указанного Перечня не затрагивались.
Фактическое использование здания в медицинских целях не может служить безусловным основанием для удовлетворения административного иска, поскольку достаточным основанием для отнесения здания к объектам недвижимости, подлежащим включению в Перечни на основании ст.378.2 НК РФ, являются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) такого объекта недвижимости, предусматривающие размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При указанных обстоятельствах, суд полагает административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ 2020-2023 ░░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.06.2023.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░