Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 20 июля 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1462/2022 по административному исковому заявлению Акопян Аракси Закаровны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Акопян А.З. (далее также административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных на территории г. Тольятти Самарской области, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере, соответственно, 7 746 600, 00 рублей, 2 383 500, 00 рублей, 3 365 800, 00 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в Отчете об оценке, затрагивая права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебное заседание административный истец не явилась, представила суду письменное ходатайство, в котором заявленные требования поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Административные ответчики - министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица - администрация городского округа Тольятти Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», Москаленко Т.И., Акулина Н.В., Нугуманов Р.С. не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях Правительство Самарской области просит суд отказать административному истцу в удовлетворении требований.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Москаленко Т.И., Акулина Н.В., Нугуманов Р.С. представили суду письменные заявления, в которых указали, что против удовлетворения заявленных требований не возражают, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Акопян А.З. на праве собственности принадлежат следующие нежилые помещения:
- с кадастровым номером №, площадью 513,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 174,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Кроме того Акопян А.З. на праве общей долевой собственности (284/1418 доли в праве) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 141,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2022 и 06.04.2022, договором дарения, свидетельствами о государственной регистрации права от 17.01.2012, 22.11.2006.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в размере:
- с кадастровым номером № – 11 518 427,97 руб.,
- с кадастровым номером № – 4 484 239,24 руб.,
- с кадастровым номером № – 5 422 326,1 руб.,
что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 28.03.2022, 29.03.2022, 05.04.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены отчеты об оценке № 2022.04-37/1 от 27.04.2022, № 2022.04-25/1 от 25.04.2022, № 2022.04-26/1 от 25.04.2022, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>., которыми рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на дату кадастровой оценки в размере:
- с кадастровым номером № – 7 746 600 руб.,
- с кадастровым номером № – 2 383 500 руб.,
- с кадастровым номером № – 3 365 800 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых помещений выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчетах выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчеты содержат сведения об определении рыночной стоимости нежилых помещений на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административным ответчиком и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено.
Из письменного отзыва Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», проводившего государственную кадастровую оценку, следует, что стоимость спорных нежилых помещений, определенная в отчетах об оценке, выполненных ООО «<данные изъяты>», находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости нежилых помещений на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 30.06.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Акопян Аракси Закаровны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 513,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 746 600 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 141,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 383 500 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 174,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 365 800 рублей.
Датой обращения Акопян А.З. с заявлением в суд считать 30.06.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.07.2022.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –