Дело №2-91/2024
УИД 22RS0013-01-2023-002901-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024 года г.Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ю.В. Буравихиной,
при секретаре Е.С. Сахаровой,
с участием помощника прокурора г.Бийска Алтайского края В.В. Климанова, представителя истцов по первоначальному иску (ответчиков по встречному иску) Д.С. Сагадеевой, ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) В.С. Мисякова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» к Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии жилого помещения, определении размера денежного возмещения и выселении и встречному иску Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. к Администрации города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» обратились в суд с иском к Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В., в котором, с учетом уточнения требований, просят определить размер денежного возмещения, подлежащего предоставлению ответчикам взамен принадлежащего им жилого помещения по <адрес>, подлежащего изъятию в связи с признанием дома аварийным; возложить на Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. обязанность заключить с МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» соглашение об изъятии жилого помещения по <адрес> предоставлением взамен денежного возмещения; возложить на Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. обязанность выселиться из жилого помещения по <адрес> срок не позднее шести месяцев со дня заключения соглашения об изъятии жилого помещения по <адрес> предоставлением взамен денежного возмещения.
В обоснование заявленных требований указано, что Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по <адрес> общей площадью 51,1 кв. м.
Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 года №106, в соответствии с условиями которой планируется расселение дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Реализация мероприятий программы, предусматривающих изъятие у собственников принадлежащих им жилых помещений с предоставлением взамен жилых помещений или денежного возмещения, а также переселение нанимателей муниципального жилья в жилые помещения на условиях социального найма в отношении дома по <адрес> запланированы на этап 2022-2023 годов. На сегодняшний день Администрацией города Бийска и МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» осуществляются мероприятия по расселению указанного дома.
В целях выполнения мероприятий краевой адресной программы переселения Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. взамен квартиры по <адрес> распределено жилое помещение по <адрес> общей площадью 53,4 кв. м.
Ответчики заявили об отказе от изъятия принадлежащего им жилого помещения с предоставлением взамен иного жилого помещения, предъявили встречное исковое заявление с требованием о возложении на МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» обязанности заключить соглашение об изъятии принадлежащего им жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре судебной практики от 29.04.2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Администрации города Бийска от 19.07.2023 года №1946 отменено постановление Администрации города от 24.01.2023 года №119 о предоставлении Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. взамен квартиры по <адрес> жилого помещения по <адрес>.
Постановлением Администрации города Бийска от 29.12.2020 года №2437 «Об утверждении регламента взаимодействия структурных подразделений Администрации города Бийска, реализующих программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда» полномочия по проведению работы по оценке жилых помещений с целью определения их выкупной стоимости, а также по заключению соглашений о выкупе жилых помещений в домах, подлежащих расселению, регистрации перехода права на жилые помещения в муниципальную собственность возложены на МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» (п.6.10, 6.11 Регламента).
МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» в отношении жилого помещения по <адрес> оценка его рыночной стоимости не организована, в связи с принятием ранее решения о предоставлении собственникам иного жилого помещения, а не денежного возмещения.
С учетом данных обстоятельств, в связи с необходимостью реализации мероприятий краевой адресной программы переселения и разрешения спора об условиях изъятия органом местного самоуправления принадлежащего собственникам жилого помещения, расположенного в аварийном доме, Администрация города Бийска и МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» обратились в суд с настоящим иском.
Ответчики Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. обратились в суд со встречным исковым заявлением к Администрации города Бийска и МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», в котором, с учетом уточнения требований, просят возложить на Администрацию г.Бийска Алтайского края, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» обязанность заключить с собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ соглашение об изъятии из их общей долевой собственности указанного жилого помещения с одновременным его выкупом и уплатой им его выкупной стоимости в размере 4431974,17 руб. (в том числе 4388174,17 руб. - стоимость жилого помещения; 43800 руб. - расходы в связи с изъятием жилого помещения, вынужденным переездом и всеми расходами, с этим связанными), с выплатой каждому из собственников суммы, пропорциональной размеру его доли в праве общей долевой собственности: Мисяков В.С. и Степанову Е.А. - 2/3 доли в совместной собственности, Мисякову В.В. – 1/3 долю в общей долевой собственности; взыскать судебные расходы в пользу Мисяков В.С. по оплате производства судебной строительно-технической экспертизы в размере 36711,48 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. на праве общей долевой собственно принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 51,1 кв. м.
Многоквартирный дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим реконструкции, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 года №106, в соответствии с условиями которой планируется расселение дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Для реализации мероприятий указанной программы, предусматривающих изъятие у собственников указанного многоквартирного жилого дома принадлежащих им жилых помещений, Администрацией г.Бийска издано постановление от 24.01.2013 года №119 «О предоставлении Степанову Е.А., Мисяков В.С., Мисякову В.В. взамен жилого помещения аварийного жилищного фонда иного жилого помещения».
Истцом по первоначальному иску в адрес Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. ДД.ММ.ГГГГ было направлено предложение о заключении соглашения о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, другого жилого помещения.
Согласно данному предложению собственникам было предложено переселение в иное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 53,4 кв. м, с заключением с ответчиком соответствующего соглашения.
Ответ на данное предложение истцам по встречному иску надлежало дать в срок не позднее трех месяцев со дня его получения.
Ответчиками по встречному иску стоимость принадлежащей истцам квартиры определена в размере 2078390,30 руб., из расчета стоимости - 40673,00 руб. за 1 кв. м.
Стоимость квартиры, предложенной истцам по встречному иску взамен принадлежащего им жилого помещения, определена в размере 4005982,56 руб., из расчета стоимости - 75018,40 руб. за 1 кв. м.
Стоимость предоставляемого истцам в общую долевую собственность жилого помещения предложено зачесть в стоимость изымаемого у них жилого помещения (принадлежащей им квартиры).
Данное предложение о переселении в предлагаемое жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемой квартиры, не может быть принято по следующим основаниям.
Квартира была приобретена истцами по встречному иску в 2006 году с учетом их потребностей в комфортной среде проживания (расположение в шаговой доступности дошкольного образовательного учреждения, средней общей образовательной школы, медицинских учреждений, развитой социальной инфраструктуры), а также наличием в пользовании истцов гаражного бокса в расположенном в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома гаражно-строительном кооперативе.
В настоящее время истец Мисякову В.В. является несовершеннолетней, окончила 9 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17, г.Бийск», переведена для дальнейшего обучения в 10 класс указанной школы.
Родители ребенка (Мисяков В.С. и Степанову Е.А.) считают целесообразным, чтобы Мисякову В.В. продолжила обучение в указанной школе вплоть до окончания 11 класса. Переезд семьи в другой район города сделает затруднительным посещение ребенком указанного образовательного учреждения.
В течение всего периода проживания истцов по встречному иску в принадлежащей им квартире у них сложился определенный уклад жизни, а также сформировались устойчивые социальные связи, которые они не желают прерывать или видоизменять.
Предлагаемая ответчиками по встречному иску квартира, располагается в многоквартирном жилом доме, находящемся практически на окраине города, непосредственно примыкающей к промышленной зоне, с множеством предприятий и заводов в процессе деятельности, которыми создается неблагоприятная экологическая обстановка (повышенная загазованность, запыленность, шумовые помехи).
Кроме того, ряд предприятий занимается изготовлением пожаро- и взрывоопасной продукции, что может представлять непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Данные обстоятельства неприемлемы для истцов по встречному иску.
В связи с изложенным, единственно приемлемым вариантом выселения из принадлежащего жилого помещения с прекращением права собственности на него является приобретение истцами по встречному иску взамен данного жилого помещения иного жилого помещения территориально расположенного в границах их постоянного длительного проживания в микрорайоне г.Бийска - Зеленый клин.
Из содержания положений ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требования о его сносе или реконструкции.
С учетом приведенного нормативного регулирования истцы по встречному иску заявляют о своем желании воспользоваться предоставленным им законом правом на получение взамен подлежащей изъятию из их общей долевой собственности квартиры выкупа вместо предоставления им в собственность другого жилого помещения (в том числе предлагаемой квартиры).
Для определения размера выкупной цены принадлежащей истцам по встречному иску квартиры и формулирования соответствующего предложения ответчику было получено заключение эксперта Федерального Бюджетного Учреждения Алтайская Лаборатория Судебной Экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации от 05.02.2024 года №№ 2580, 2581/6-2-23, в соответствии с которым рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес> учетом доли в праве общей собственности в многоквартирном жилом доме, доли в праве собственности на земельный участок на дату проведения исследования составляет 4388174,17 руб.
Данная выкупная стоимость принадлежащей истцам по встречному иску на праве общей долевой собственности квартиры (4388174,17 руб.) превышает стоимость квартиры, предлагаемой ответчиками (4005982,56 руб.).
Указанное обстоятельство подтверждает экономическую целесообразность именно выкупа у истцов по встречному иску принадлежащей им квартиры.
Поскольку между сторонами не достигнуто соглашение об изъятии жилого помещения по <адрес> выплатой выкупной стоимости за данное жилое помещение, Мисяков В.С., Степанову Е.А. и Мисякову В.В. вынуждены предъявить уточненное встречное исковое заявление по данному делу с целью понуждения ответчиков к заключению соглашения о выкупе принадлежащей им квартиры по ее рыночной стоимости с учетом всех убытков, которые они понесут в связи с изъятием данного жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу было назначено производство судебной строительно-технической экспертизы с поручением ее проведения экспертам ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» (г.Барнаул). Предварительные расходы по оплате производства указанной экспертизы судом были возложены на истцов по встречному иску. Во исполнение определения суда истцом по встречному иску Мисяков В.С. по уведомлению экспертной организации была произведена оплата в размере 36711,48 руб. (в том числе 36348 руб. - стоимость проведения экспертизы; 363,48 руб. - сумма комиссии ПАО Сбербанк за перевод платежа по экспертизе), что подтверждается платежным документом (чек-ордер ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные расходы подлежат взысканию в полном объеме с ответчиков по встречному иску.
В судебном заседании представитель истцов по первоначальному иску (ответчиков по встречному иску) Администрация города Бийска Алтайского края и МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» Сагадеева Д.С., действующая на основании доверенностей, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном иске, разрешение встречных исковых требований оставила на усмотрение суда.
Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) Мисяков В.С. в судебном заседании поддержала встречные исковые требования, просил их удовлетворить, не возражал относительно удовлетворения требований первоначального иска.
Ответчики по первоначальному иску (истцы по встречному иску) Степанову Е.А. и Мисякову В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежаще. В материалах дела имеется заявление Степанову Е.А. о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с занятостью на работе (л.д.159).
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом при сложившейся явке.
Выслушав участников процесса, заключение участвующего в деле прокурора Климанова В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст.35 Конституции Российской Федерации установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно положений п.1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Процедура изъятия жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлена в ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Из содержания положений ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу положений ч.6 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что Мисяков В.С., Степанову Е.А. и Мисякову В.В. являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 51,1 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.33-34).
Мисяков В.С. и Степанову Е.А. принадлежит на праве совместной собственности 2/3 доли в праве на указанное жилое помещение, Мисякову В.В. – 1/3 доля (л.д.44-45, 47-48).
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 года №106.
В целях выполнения мероприятий краевой адресной программы переселения ответчикам по первоначальному иску Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 53,4 кв. м. Согласие ответчиков по первоначальному иску на заключение соглашения об обмене указанных жилых помещений не поступило.
Постановлением Администрации города Бийска №1946 от 19.07.2023 года признано утратившим силу постановление Администрации города Бийска от 24.01.2023 года №119 «О предоставлении Степанову Е.А., Мисяков В.С., Мисякову В.В. взамен жилого помещения аварийного жилищного фонда иного жилого помещения» (л.д.168).
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 3 ст.35 Конституции Российской Федерации установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Федеральный закон от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (ст.1).
Пунктом 3 ст.2 указанного Закона №185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 ст.88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень МКД, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого МКД, включенного в перечень, указанный в п.1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из МКД, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других МКД, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из МКД при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;
4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;
5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
В соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу положений ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством РФ порядке МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», и положений ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в МКД, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен МКД, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы.
Факт включения указанного жилого многоквартирного дома в указанную региональную адресную программу предоставляет Мисяков В.С., Степанову Е.А. и Мисякову В.В. право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав между способами компенсации за изымаемое жилое помещение.
Как следует из встречного искового заявления, Мисяков В.С., Степанову Е.А. и Мисякову В.В. желают получить денежное возмещение за изымаемое жилое помещение.
В связи с необходимостью определения размера денежного возмещения за изымаемое жилое помещение судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ».
Согласно экспертному заключению №№ 2580, 2581/6-2-23 от 05.02.2024 года рыночная стоимость <адрес> в <адрес>, с учетом доли в праве общей собственности в многоквартирном жилом доме, доли в праве собственности на земельный участок на дату проведения исследования составляет 4388174 руб. 17 коп.; среднерыночная стоимость услуг по переезду из жилого помещения в пределах г.Бийска, риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения, включая осмотр квартир, анализ документов, составления договора купли-продажи (сопровождение сделки) составляет: услуг агентства по подбору и приобретению жилого помещения по состоянию на дату составления заключения эксперта – 35000 руб., услуг по переезду в пределах города Бийска – 8800 руб. (л.д.217).
Таким образом, размер выкупной стоимости определен экспертом в сумме 4431974 руб. 17 коп. (4388174 руб. 17 коп. + 35000 руб. + 8800 руб.).
Каких-либо оснований не доверять экспертному заключению, выводы которого в ходе судебного разбирательства не оспаривались, у суда не имеется, поскольку процессуальный порядок проведения экспертизы был соблюден, экспертное заключение соответствует требованиям ст.86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробное описание проведенного исследования и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы заключения эксперта основаны на изучении правовой и нормативно-технической документации, имеющихся в деле доказательствах, непосредственном осмотре объекта исследования.
Таким образом, общий размер возмещения за изымаемое жилое помещение, определенный согласно выводам судебной экспертизы, которую суд признает допустимым доказательством по делу, составляет 4431974 руб. 17 коп.
В соответствии с п.1 ст.40 Устава муниципального образования г.Бийск Администрация г.Бийска управляет муниципальной собственностью города непосредственно или через свои органы, решает вопросы создания, приобретения, отчуждения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, кроме случаев, когда для заключения сделки требуется решение Думы города.
Как следует из положения о МКУ «УМИ Администрации г.Бийска», утвержденного постановлением Администрации г.Бийска от 01.11.2012 года №2984, управление является структурным подразделением администрации г.Бийска, осуществляющим владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п.1.1). При осуществлении своей деятельности управление реализует полномочия от имени муниципального образования город Бийск и от своего имени (п.1.12). Управление несет ответственность за осуществление следующих основных функций – изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд (п. 2.1.11).
Согласно Регламенту взаимодействия структурных подразделений Администрации г.Бийска, реализующих программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденному постановлением Администрации г.Бийска Алтайского края от 29.12.2020 года №2437, МКУ «УМИ Администрации г.Бийска» (п.п. 6.7 – 6.11) осуществляет подготовку соглашений о предоставлении гражданам взамен изымаемых жилых помещений аварийного жилищного фонда иных жилых помещений и регистрирует переход права собственности; на основании постановления Администрации г.Бийска заключает с собственником жилого помещения соглашение о предоставлении гражданину взамен изымаемого жилого помещения аварийного жилищного фонда иного жилого помещения; осуществляет подготовку постановлений об изъятии земельного участка в соответствии со ст.32 ЖК РФ; проводит работу по оценке жилых помещений с целью определения их выкупной стоимости; осуществляет подготовку соглашений с гражданами о выкупе жилых помещений в домах, подлежащих расселению, регистрирует переход права на жилые помещения в муниципальную собственность.
Поскольку указанным Регламентом обязанность по заключению соглашения о выкупе жилых помещений в домах, подлежащих расселению, возложена на МКУ «УМИ Администрации г.Бийска», именно Управление является надлежащим ответчиком по встречному иску, в связи с чем требования истцов по встречному иску, предъявленные к Администрации города Бийска, удовлетворению не подлежат.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования Администрации г.Бийска Алтайского края и МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» по первоначальному иску об определении размера денежного возмещения, подлежащего предоставлению Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. взамен принадлежащего им жилого помещения по <адрес>, подлежащего изъятию, в сумме 4431974 руб. 17 коп., а также требования Администрации г.Бийска Алтайского края и МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» по первоначальному иску и истцов по встречному иску к МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» о возложении на сторон обязанности заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением взамен денежного возмещения в сумме 4431974 руб. 17 коп.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В рассматриваемом случае, для заключения сторонами соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд суд находит разумным и обоснованным месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
При разрешения требования истцов по первоначальному иску о возложении на Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. обязанности выселиться из жилого помещения по <адрес> суд исходит из следующего.
В силу положений ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Жилищные права и обязанности могут возникать, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему (п.1 ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Мисяков В.С. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Степанову Е.А. – с ДД.ММ.ГГГГ, Мисякову В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.39).
Пунктами 1 и 2 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Пунктом 1 ст.35 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В данном случае, учитывая, что в спорном жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы и фактически проживают Мисяков В.С., Степанову Е.А. и Мисякову В.В., на которых судом возложена обязанность заключения соглашения об изъятии для муниципальных нужд указанного жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения в сумме 4431974 руб. 17 коп., исковые требования о возложении на ответчиков по первоначальному иску обязанности выселиться из данного жилого помещения в срок не позднее шести месяцев со дня заключения соглашения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом, суд полагает необходимым указать, что ответчики Мисяков В.С., Степанову Е.А. и Мисякову В.В. подлежат выселению только после выплаты возмещения в полном объеме.
Разрешая вопрос о судебных расходах, заявленных во встречном иске, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений ст.94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Частью 1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку встречные исковые требования Мисяков В.С., Степанову Е.А. и Мисякову В.В. к ответчику МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» судом удовлетворены, на основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать с МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» в пользу Мисяков В.С. расходы по оплате стоимости судебной экспертизы в размере 36348 руб. и расходы по оплате комиссии банка за оплату экспертного заключения в размере 363 руб. 48 коп., что в сумме составляет 36711 руб. 48 коп., данные расходы подтверждены чеком-ордером ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» удовлетворить.
Исковые требования Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. удовлетворить частично.
Определить размер денежного возмещения, подлежащего предоставлению Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. взамен принадлежащего им жилого помещения по <адрес>, подлежащего изъятию, в связи с признанием дома аварийным, в сумме 4431974 руб. 17 коп.
Возложить на Мисяков В.С., СНИЛС №, Степанову Е.А., СНИЛС №, Мисякову В.В., СНИЛС №, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», ИНН 2226008301, ОГРН 1022200565364, обязанность заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд <адрес> по адресу: <адрес>, с установлением денежного возмещения в сумме <данные изъяты> руб. 17 коп. в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, выделив собственникам пропорционально их долям в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение: Мисяков В.С., СНИЛС №, и Степанову Е.А., СНИЛС № – <данные изъяты> руб. 45 коп. (2/3 доли), Мисякову В.В., СНИЛС № - <данные изъяты> руб. 72 коп. (1/3 доля).
Возложить на Мисяков В.С., СНИЛС №, Степанову Е.А., СНИЛС №, Мисякову В.В., СНИЛС №, обязанность выселиться из жилого помещения по <адрес> в срок не позднее шести месяцев со дня заключения соглашения об изъятии указанного жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения.
В удовлетворении требований, предъявленных к Администрации города Бийска, Мисяков В.С., Степанову Е.А., Мисякову В.В. отказать.
Взыскать с МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», ИНН 2226008301, ОГРН 1022200565364, в пользу Мисяков В.С., СНИЛС №, судебные расходы по оплате судебной экспертизы и комиссии банка за оплату экспертного заключения в сумме 36711 руб. 48 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья Ю.В. Буравихина
Мотивированное решение составлено 17.04.2024 года.