Дело № 2-282/2023
УИД 13RS0023-01-2022-005050-88
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 16 мая 2023 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,
с участием в деле:
истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, его представителя Дьяконовой Олеси Владимировны, действующей на основании доверенности от 23 января 2023 года,
ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Дом управления № 1», в лице представителя Буяновой Елены Владимировны, действующей на основании доверенности от 1 января 2023 года,
ответчика муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство", в лице представителя Байгушевой Ольги Николаевны, действующей на основании доверенности № 45/22 от 7 сентября 2022 года, представителя Рыбкиной Ольги Владимировны, действующей на основании доверенности № 61/22 от 3 декабря 2022 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Кулишовой Екатерины Валерьевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "Дом Управления №1", муниципальному предприятию городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" о возложении обязанности прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей многоквартирного жилого дома, возложении обязанности подавать в многоквартирный жилой дом горячую и холодную воду,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дом Управления №1" о возложении обязанности прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей многоквартирного жилого дома, возложении обязанности подавать в многоквартирный жилой дом горячую и холодную воду.
В обоснование исковых требований указано, что в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения (вх. №1428/ж-2022 от 25.10.2022г.), в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», 02.11.2022г. проведено выездное обследование без взаимодействия с юридическим лицом на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия от 27.10.2022г. №51 с привлечением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия».
В ходе выездного обследования 02.11.2022г. в квартире заявителя <адрес> специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» был проведен отбор проб воды холодного и горячего водоснабжения на санитарно-химические показатели (содержание железа) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Согласно полученных результатов лабораторных (инструментальных) исследований от 07.11.2022г. (протоколы испытаний №17858, 17859 от 07.11.2022г., экспертного заключения №566/01 от 08.11,2022г.) установлено:
1. Протокол испытаний № 17858, 17859 от 7 ноября 2022 г.,
Качество исследованной пробы холодной воды, отобранной из разводящей сети централизованного холодного водоснабжения (кран на кухне) - по санитарно-химическим показателям (по содержанию железо общее) не соответствует требованиям раздела III таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п. 75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с учетом п. 4 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и составляет 0,49±0,12 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм3 - исследуемый показатель превышает гигиенический норматив более чем на величину ошибки метода определения.
Качество исследуемой пробы горячей воды, отобранной из разводящей сети централизованного горячего водоснабжения (кран в кухне) - по санитарно-химическим показателям (по содержанию железо общее) не соответствует требованиям раздела III таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п. 75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с учетом п. 5 ст. 24 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и составляет 1,25±0,31 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм3 - исследуемый показатель превышает гигиенический норматив более чем на величину ошибки метода определения.
Предоставление коммунальных услуг (горячая и холодная вода) ненадлежащего качества является нарушением раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного Государственного врача Российской Федерации №3 от 28.01.2021г., СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного Государственного врача Российской Федерации №2 от 28.01.2021г., в соответствии с которыми, качество и безопасность питьевой холодной и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Данные нарушения представляют угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе жизни и здоровью заявителям и другим жителям дома по адресу: <адрес>. Указанные нарушения (несоответствие питьевой воды по содержанию железа) могут привести к возникновению заболеваний желудочно-кишечного тракта, в том числе эрозивному гастриту желудка и двенадцатиперстной кишки, а при длительном употреблении ржавой воды к язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Потребление ржавой воды, особенно опасно детям, так как у них слабо развиты детоксикационные механизмы.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что управление многоквартирным жилым домом адресу: <адрес> осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Дом Управления №1».
Просит обязать ООО «Дом Управления №1» прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей многоквартирного жилого дома <адрес> в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, выразившейся в несоответствии холодной и горячей воды по содержанию железа требованиям п.556 табл. 3.13 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Просит обязать ответчика ООО «Дом Управления №1» подавать в многоквартирный жилой <адрес> холодную и горячую воду в соответствии с требованиями п.556 табл. 3.13 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать ответчика ООО «Дом Управления №1» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии», выпускаемую на территории Республики Мордовия.
6 марта 2023 года в судебном заседании по ходатайству истца к участию в деле привлечено в качестве ответчика муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство".
В соответствии с заявлением от 6 марта 2023 г., истец просит обязать МП «Саранскгорводоканал» прекратить противоправные действия, выразившиеся в несоответствии холодной воды на границе эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности водопроводной сети многоквартирного жилого <адрес> по содержанию железа, по органолептическому показателю «мутность» требованиям п.556 табл. 3.13, п. 5 таб. 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Просит обязать ответчика МП «Саранскгорводоканал» подавать в многоквартирный жилой <адрес> холодную воду в соответствии с требованиями п.556 табл. 3.13, п. 5 таб. 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать ответчика МП «Саранскгорводоканал» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии», выпускаемую на территории Республики Мордовия.
В судебном заседании представитель истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия Дьяконова О.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Дом управления № 1» Буянова Е.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании представители ответчика муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" Байгушева О.Н., Рыбкина О.В. исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Кулишова Е.В., не явилась, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.
Исходя из изложенного и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения (вх. №1428/ж-2022 от 25.10.2022г.), в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», 02.11.2022г. проведено выездное обследование без взаимодействия с юридическим лицом на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия от 27.10.2022г. №51 с привлечением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия».
В ходе выездного обследования 02.11.2022г. в квартире заявителя <адрес> специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» был проведен отбор проб воды холодного и горячего водоснабжения на санитарно-химические показатели (содержание железа) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Согласно полученных результатов лабораторных (инструментальных) исследований от 07.11.2022г. (протоколы испытаний №17858, 17859 от 07.11.2022г., экспертного заключения №566/01 от 08.11,2022г.) установлено:
Протокол испытаний № 17858, 17859 от 7 ноября 2022 г.,
Качество исследованной пробы холодной воды, отобранной из разводящей сети централизованного холодного водоснабжения (кран на кухне) - по санитарно-химическим показателям (по содержанию железо общее) не соответствует требованиям раздела III таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п. 75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с учетом п. 4 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и составляет 0,49±0,12 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм3 - исследуемый показатель превышает гигиенический норматив более чем на величину ошибки метода определения.
Качество исследуемой пробы горячей воды, отобранной из разводящей сети централизованного горячего водоснабжения (кран в кухне) - по санитарно-химическим показателям (по содержанию железо общее) не соответствует требованиям раздела III таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п. 75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с учетом п. 5 ст. 24 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и составляет 1,25±0,31 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм3 - исследуемый показатель превышает гигиенический норматив более чем на величину ошибки метода определения
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Данное право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, а также в статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В пункте 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 г., Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
В силу статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 8 указанного Федерального закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть первая статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть вторая статьи 18).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 1 части первой статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Согласно пункту 556 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» содержание железа общего в исследованной пробе воды не должно превышать гигиенический норматив 0,3 мг/дм3.
Согласно п. 5 таб. 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» показатель мутности в воде питьевой централизованного и нецентрализованного водоснабжения не должен превышать 2,6 по формазину.
В соответствии с пунктом 76 СанПиН 2.1.3684-21, при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие, в том числе, выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой.
Невыполнение обязательных требований таблицы 3.13 пункта 556 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» является нарушением статей 11, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с подп. "а" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) холодным водоснабжением считается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - вид коммунальных услуг, представляющий собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Как следует из абз. 2 п. 98 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 2 приложения N 1 к Правилам предусматривает требования к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), а также устанавливает, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Согласно пункту 6 Приложения N 1 к Правилам отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В соответствии с подп. "в" п. 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Дом Управления №1» на основании договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, ООО «Дом Управления №1» приняло на себя обязанность по обеспечению населения <адрес> холодным и горячим водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам, и соответственно несет ответственность за качество холодной и горячей воды, подаваемой в распределительную сеть указанного дом.
В связи с выявленными фактами несоответствия холодного и горячего водоснабжения санитарным нормам и правилам, истцом в адрес ООО «Дом Управления №1» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 140 от 11 ноября 2022 г.
Определением суда от 23 января 2023 г. по гражданскому делу назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия».
По результатам проведения экспертизы представлено экспертное заключение № 77/01 от 17 февраля 2023 г.
Суд оценивает данное заключение эксперта как недопустимое доказательство, поскольку при проведении судебной экспертизы экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» представитель муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" не участвовал при отборе проб, в виду того, что не был извещен о времени отбора, что подтверждается ответом на запрос ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» от 23 марта 2023 г.
Поскольку у суда имелись основания сомневаться в достоверности, допустимости и относимости указанного заключения судебной экспертизы, определением суда от 6 апреля 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 13 апреля 2023 г., назначена по гражданскому делу повторная судебная экспертиза качества поставляемой воды, проведение которой поручено экспертам испытательной лаборатории ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу».
В целях проведения исследования ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» взяты пробы питьевой воды, что подтверждается протоколом отбора проб питьевой воды № 143/1 от 3 мая 2023 г.
Согласно протокола исследования № 250/1-2023 проба воды № 331/1 - питьевая вода централизованной системы водоснабжения из ближайшего водопроводного колодца, который является точкой подключения жилого <адрес> к централизованной системе водоснабжения, обладает следующими показателями: железо общее 0,40 ± 0,10, мутность по формазину 2,5 ± 0,5. Данные показатели железа, мутности по формазину превышают предельно допустимые значения, предусмотренные пунктом 556 таблицы 3.13, п. 5 таб. 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно протокола исследования № 251/1-2023 проба воды № 332/1 - питьевая вода из централизованной системы холодного водоснабжения в точке соединения коллективного (общедомового) прибора учета, расположенного в подвальном помещении подключения жилого <адрес> к централизованной системе водоснабжения, обладает следующими показателями: железо общее 0,70 ± 0,11, мутность по формазину 3,0 ± 0,6. Данные показатели железа, мутности по формазину превышают предельно допустимые значения, предусмотренные пунктом 556 таблицы 3.13, п. 5 таб. 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно протокола исследования № 252/1-2023 проба воды № 333/1 - питьевая вода из разводящей сети (крана на кухне) квартиры <адрес>, обладает следующими показателями: железо общее 0,130 ± 0,031, мутность по формазину 2,3 ± 0,5. Данные показатели железа, мутности по формазину не превышают предельно допустимые значения, предусмотренные пунктом 556 таблицы 3.13, п. 5 таб. 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
У суда нет оснований сомневаться в полученных сведениях протоколов исследований, поскольку исследования проведены на основании определения суда. Проведенные исследования выполнено специалистами, квалификация, образование и опыт, которых сомнений у суда не вызывают.
По мнению суда, проведенные исследования являются полноценным доказательством, так как отвечают всем требованиям закона, относимости, допустимости и достоверности. Полученные данные исследований суд берет за основу при вынесении решения по делу.
В соответствии с п. 1 Постановления Администрации городского округа Саранск № 1595 от 25 июня 2013 г. «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения», МП «Саранскгорводоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Саранск.
Между МП «Саранскгорводоканал» и ООО «Дом Управления № 1» 1 июля 2019 г. заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 2936 на поставку холодной воды и прием сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Также между МП «Саранскгорводоканал» (поставщик) и ООО «Дом Управления № 1» (исполнитель) подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей, согласно которому граница балансовой принадлежности сторон по водопроводным сетям находится: поставщик: наружная стена здания (внешняя граница стены многоквартирного дома), исполнитель: наружная стана здания. Граница балансовой принадлежности сторон по канализационным сетям находится: поставщик: первый колодец на выпуске, исполнитель: выпуск до первого колодца. Граница эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям находится: поставщик: наружная стена здания (внешняя граница стены многоквартирного дома), исполнитель: наружная стена здания. Граница эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям находится: поставщик: первый колодец на выпуске, исполнитель: выпуск до первого колодца.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы. В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
Таким образом, МП «Саранскгорводоканал» отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных систем.
Как указано ранее, согласно протокола исследования № 250/1-2023 показатели железа общего, мутности по формазину пробы воды № 331/1 - питьевая вода централизованной системы водоснабжения из ближайшего водопроводного колодца, который является точкой подключения жилого дома <адрес> к централизованной системе водоснабжения превышают предельно допустимые нормы.
Учитывая, что проба питьевой воды из указанной точки забора, соответствие качества которой санитарно-эпидемиологическим требованиям, возложено на МП «Саранскгорводоканал», не соответствует установленным нормам, суд удовлетворяет исковые требования, заявленные к МП «Саранскгорводоканал».
Как ранее указано, согласно протокола исследования № 251/1-2023 показатели железа общего, мутности по формазину пробы воды № 332/1 - питьевая вода централизованной системы холодного водоснабжения в точке соединения коллективного (общедомового) прибора учета, расположенного в подвальном помещении подключения жилого дома <адрес> к централизованной системе водоснабжения, превышают предельно допустимые нормы.
За качество питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям в указанной точке забора ответственно ООО «Дом Управления №1».
Согласно протоколу испытаний № 17858, 17859 от 7 ноября 2022 г. качество исследуемой пробы горячей воды, отобранной из разводящей сети централизованного горячего водоснабжения (кран в кухне) - по санитарно-химическим показателям (по содержанию железо общее) не соответствует установленным требованиям.
Оценивая данное исследование, суд учитывает, что оно выполнено специалистами, имеющими необходимое образование и опыт работы. Ходатайства о проведении экспертизы по оценке качества горячей воды ООО «Дом Управления №1» не заявлено.
Доказательств, подтверждающих устранение нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, в частности, на соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, ответчиком ООО «Дом Управления №1» не представлено.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что ООО «Дом Управления №1» до настоящего времени не устранило нарушения обязательных требований к обеспечению жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> холодным и горячим водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам, а, следовательно, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "Дом Управления №1" о возложении обязанности прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей многоквартирного жилого дома, возложении обязанности подавать в многоквартирный жилой дом горячую и холодную воду, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика ООО «Дом Управления №1» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Саранск Республики Мордовия государственная пошлина в размере 6000 рублей.
С ответчика МП «Саранскгорводоканал» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Саранск Республики Мордовия государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "Дом управления №1", муниципальному предприятию городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" о возложении обязанности прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей многоквартирного жилого дома, возложении обязанности подавать в многоквартирный жилой дом горячую и холодную воду, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом управления №1» ИНН № прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей многоквартирного жилого <адрес> в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, выразившейся в несоответствии холодной и горячей воды по содержанию железа требованиям п.556 табл. 3.13 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п.75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом управления №1» подавать в многоквартирный жилой дом <адрес> холодную и горячую воду в соответствии с требованиями п.556 табл. 3.13 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п.75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом управления №1» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии», выпускаемую на территории Республики Мордовия.
Обязать муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" ИНН № прекратить противоправные действия, выразившиеся в несоответствии холодной воды на границе эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности водопроводной сети многоквартирного жилого дома <адрес> по содержанию железа, по органолептическому показателю «мутность» требованиям п.556 табл. 3.13, п. 5 таб. 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п.75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" подавать в многоквартирный жилой дом <адрес> холодную воду в соответствии с требованиями п.556 табл. 3.13, п. 5 таб. 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п.75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии», выпускаемую на территории Республики Мордовия.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дом Управления №1» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Взыскать с муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова
Мотивированное решение принято 22 мая 2023 года
Судья Е.Ю. Догорова