РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2023 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Пивак Ю.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоркиной Н.О.,
с участием истца Калининой Н.А.,
представителя ответчика по доверенности Лобановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД) № 71RS0028-01-2023-001141-28 (производство № 2-1217/2023) по иску Калининой Натальи Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,
установил:
Калинина Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности периода проживания (работы) на территории радиоактивного загрязнения. С данным решением истец не согласна. Просила суд признать ее право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста по достижении возраста 47 лет, обязать ответчика назначить страховую пенсию.
07.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи департамента здравоохранения города Москвы», ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница № 53» Департамента здравоохранения г. Москвы, НУЗ «Дорожная клиническая больница им. Н.А. Семашко» на ст. Люблино ОАО «РЖД.
19.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение здравоохранения «Узловская районная больница».
В судебном заседании истец Калинина Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Лобанова А.А. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, полагала, что решение № № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено обоснованно, поскольку на дату обращения за назначением пенсии право отсутствует.
Представители третьих лиц ГУЗ «Узловская районная больница», ГБУЗ «Центр паллиативной помощи ДЗМ» в судебное заседание не явились, о времени месте судебного заседания извещены, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители третьих лиц ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница № 53» Департамента здравоохранения г. Москвы, НУЗ «Дорожная клиническая больница им. Н.А. Семашко» на ст. Люблино ОАО «РЖД в судебное заседание не явились, о времени месте судебного заседания извещены, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав истца Калинину Н.А., представителя ответчика по доверенности Лобанову А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно пункту 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №16/19па, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
П. 100 Перечня от 28.11.2014 № 958н указано, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
Как следует из паспорта истицы Калининой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время она зарегистрирована в <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 2 этого же Закона место жительства было определено как жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 г. № 146-О).
ДД.ММ.ГГГГ Калинина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1»О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Калинина Н.А. претендует на назначение пенсии по старости по достижении возраста 47 лет по следующим основаниям: за проживание на территории зоны, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы в Чернобыльской АЭС- на 3 года, как мать <данные изъяты>, воспитывающей его до 8-ми летнего возраста –на 5 лет.
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 вышеуказанного Федерального закона одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет; женщинам, достигшим возраста 50 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется с применением положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Калинина Н.А. является матерью <данные изъяты> ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> установлена впервые ДД.ММ.ГГГГ). Отец ФИО10. ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Калинина Н.А. имеет требуемую продолжительность страхового стажа и необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента. Таким образом, имеет право на установление пенсии в соответствии с нормами п.1 ч.1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Отказывая в установлении периодов проживания истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ответчик руководствовался сведениями о регистрации истицы по месту жительства в г. Туле.
Вместе с тем, суд находит, что имеются доказательства, подтверждающие фактическое проживание истицы Калининой Н.А. в г. Узловая Тульской области.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №№, выданной ООО «УК» Жилфонд-Центр», паспорта гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ серии №, Калинина Н.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Основным документом, определяющим нахождение населенных пунктов в зоне с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом, являются Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 и Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074. Перечнями населенных пунктов г.Узловая Тульской области отнесен к зоне с правом на отселение с 26.04.1986 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно материалов пенсионного дела бесспорный общий период проживания Калининой Н.А. в <адрес> на территории зоны, подвергшейся радиационному загрязнению составляет 9 лет 7 месяцев 7 дней, а именно: период проживания в зоне с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 6 месяцев 7 дней), с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 0 месяцев 30 дней). Таким образом, снижение пенсионного возраста заявительницы за период проживания в <данные изъяты> в соответствии со ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 с учетом периода проживания в зоне проживания с правом на отселение составляет 2 года.
Согласно справке из <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № № Калинина Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является сотрудником ГБУЗ <данные изъяты> занимает должность <данные изъяты>», работает в графике 2 рабочих дня через 2 выходных дня из расчета нормы, составляющей 39 часов в неделю. В отношении данной должности применяется суммированный учет рабочего времени.
Работа Калининой Н.А. в <данные изъяты>» не свидетельствует о не постоянном ее проживании по месту жительства в зоне с льготным социально -экономически статусом, поскольку график ее работы 2 рабочих дня через 2 выходных дня, после окончания работы она возвращалась в <адрес>, что подтверждает факт ее проживания в <адрес>.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу, что представленные истцом Калининой Н.А. доказательства в их совокупности подтверждают факт ее постоянного проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Таким образом, включению Калининой Н.А. в период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом подлежит период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> составляющий 6 лет 1 месяц 9 дней.
Общий период проживания в <данные изъяты> на территории, подвергшейся радиационному загрязнению составит 15 лет 8 месяцев 16 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
Оснований не доверять представленным истцом доказательствам у суда не имеется, так как они согласуются между собой по фактическим сведениям.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из пенсионного дела Калининой Н.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в ОСФР по Тульской области с заявлением о назначении пенсии, приложив необходимые документы.
С учетом суммирования снижения пенсионного возраста по двум основаниям, предусмотренном нормами абз. 4 ст. 28.1 Закона от 15.05.1991 № 1244-1-как матери <данные изъяты> на 5 лет и за период проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, право на пенсионное обеспечение Калининой Н.А., может быть реализовано по достижение возраста 47 лет, принимая во внимание дату обращения ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч.1 ст. 22 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, право на установление пенсии возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Калининой Натальи Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, удовлетворить.
Признать за Калининой Натальей Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении возраста 47 лет, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области назначить и выплачивать Калининой Наталье Анатольевне страховую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 11.09.2023.
Председательствующий