37RS0№-23
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего по делу – судьи Пискуновой И.В.,
при секретаре судебного заседания – Мольковой А.П.,
с участием:
истца – ФИО4,
ответчика – ФИО5,
представителя ответчика – по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело
по иску прокуратуры <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа №», Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура <адрес>, действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к МБОУ «СШ №», Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в МБОУ «СШ №». В ходе проверки установлено, что МБОУ осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: <адрес>. Здание, расположенное по указанному адресу, передано МБОУ в оперативное управление. Со стороны МБОУ надлежащих мер, направленных на проведение обследования здания образовательного учреждения, не принято. Несвоевременное проведение эксплуатационного контроля ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, а также сотрудников образовательного учреждения. Учредителем МБОУ и собственником его имущества является муниципальное образование городской округ Иваново, функции и полномочия учредителя МБОУ от имени городского округа Иваново осуществляет Управление образования Администрации <адрес>.
Исходя из этого, истец просит суд:
- обязать Администрацию <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МБОУ «СШ №» в целях выполнения мероприятий по обследованию здания по адресу: <адрес> использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированной организации;
- обязать МБОУ «СШ №» в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств выполнить обследование здания, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1984-ст.
Представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что обследования МБОУ «СШ №» последние 10 лет не проводились.
Представитель ответчика - директор МБОУ «СШ №» ФИО5 в судебном заседании против иска не возражала, пояснив, что, несмотря на ежегодное проведение осмотров здания школы комиссией, состоящей из сотрудников учреждения, оценка его технического состояния должна быть проведена специализированной организацией.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании не возражала против требований прокурора, пояснила, что выполнить данную обязанность ответчики могут только за счет средств, выделяемых городским бюджетом, для чего требуется дополнительное время с учетом того, что бюджет на 2024 год уже утвержден.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в МБОУ «СШ №», в ходе которой установлено, что учреждение осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: <адрес>.
Здание, расположенное по указанному адресу, используется МБОУ на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения директора МБОУ «СШ №» следует, что обследование технического состояния здания учебного заведения с привлечением специализированной организации не проводилось с 2012 года.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан. Целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.
Базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ №), в соответствии с п.2 ч.6, ч.7 ст.28 которого, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими защиту жизни и здоровью обучающихся, работников образовательной организации, а также несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (п.8 ч.1 ст.41 ФЗ №).
Как следует из п.5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
В силу п.п.6, 7, 8 и 9 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Примерный перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов установлен Ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение).
Согласно п.2.1 Положения оно является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 3.2 Положения установлено, что контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - ФЗ №), строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
На основании ч.1 ст.36 ФЗ № безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» с ДД.ММ.ГГГГ в качестве национального стандарта Российской Федерации введен ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее - ГОСТ 31937-2011).
ГОСТ 31937-2011 является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Настоящий стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.
Согласно пунктам 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в десять лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность и другое). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и другое).
В соответствии с пунктами 5.1.3 и ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.
В силу ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из статьи 28 ФЗ №, к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.3 ФЗ № объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Статьей 5 ФЗ № установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что с момента строительства здания образовательной организации и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось.
Между тем принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних и работников учреждения во время образовательного процесса.
Не проведение в течение более 10 лет должного контроля за состоянием здания образовательного учреждения путем привлечения специализированной организации с использованием современных средств технической диагностики может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей и работников, ежедневно находящихся в образовательном учреждении, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Согласно ч.4 ст.6 ФЗ № национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В настоящее время действует соответствующий Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч.8 ст.6 ФЗ № в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень N 815 национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий определен приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень №, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Перечень №).
Согласно ч.4 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень №, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень №, не означает, что они могут не соблюдаться.
Положения ч.4 ст.16.1 Федерального закона «О техническом регулировании» допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Между тем, доказательств соблюдения МБОУ «СШ №» требований ФЗ №, Градостроительного кодекса РФ, Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении технического состояния здания учреждения, материалы дела не содержат и ответчиками не представлено.
В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Главным распорядителем бюджетных средств (абз. 36 ст.6 Бюджетного кодекса РФ) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, суд считает, требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения решения, который просила установить прокуратура <адрес>, суд считает достаточным для устранения имеющихся нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокуратуры <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование расходов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №» <адрес> в целях выполнения мероприятий по обследованию здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированной организации.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №» в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств выполнить обследование здания, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Пискунова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
37RS0№-23
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего по делу – судьи Пискуновой И.В.,
при секретаре судебного заседания – Мольковой А.П.,
с участием:
истца – ФИО4,
ответчика – ФИО5,
представителя ответчика – по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело
по иску прокуратуры <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа №», Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия,
руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования прокуратуры <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование расходов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №» <адрес> в целях выполнения мероприятий по обследованию здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированной организации.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №» в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств выполнить обследование здания, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Пискунова