УИД 68RS0013-01-2022-001228-39
Гр. дело № 2-555/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Мичуринск 27 апреля 2022 года
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Грязевой О.И.,
при секретаре Волостных Е.Ю.,
с участием представителя истца - помощника прокурора города Мичуринска Тамбовской области Белякова С.И.,
представителя ответчика - АО «ЦентрМетроКом-Энерго» Толмачевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Мичуринска Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «ЦентрМетроКом-Энерго» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Мичуринска Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мичуринский городской суд с иском к акционерному обществу «ЦентрМетроКом-Энерго» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Мичуринска Тамбовской области Беляков С.И. заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что прокуратурой г. Мичуринска проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности АО «ЦентрМетроКом-Энерго», касающегося принятия мер, направленных на охрану атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ). Проверкой, проведенной *** в 11 часов 45 минут, установлено, что АО «ЦентрМетроКом-Энерго» согласно нормативу выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам имеет стационарный источник выбросов в атмосферный воздух, осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта АО «ЦентрМетроКом-Энерго» (адрес осуществления деятельности: Тамбовская обл., г. ***), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ***, объекту негативного воздействия на окружающую среду присвоена III категория.Вместе с тем, по состоянию на *** при наличии периодов НМУ АО «ЦентрМетроКом-Энерго» не имело согласования с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора. Следовательно, АО «ЦентрМетроКом-Энерго» не соблюдались требования по охране атмосферного воздуха, установленные ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Просит суд обязать ответчика разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - АО «ЦентрМетроКом-Энерго» Толмачева И.А., исковые требования заместителя прокурора города Мичуринска не признала, пояснив суду, что АО «ЦентрМетроКом-Энерго» является теплоснабжающей организацией *** Потребителями тепла являются многоквартирные дома, социальные объекты, медицинские учреждения, школы и сады. При осуществлении своей деятельности общество руководствуется действующим законодательством в сфере теплоснабжения, Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ *** «Об организации теплоснабжения в РФ». Согласно указанным номам права АО «ЦентрМетроКом-Энерго» обязано осуществлять теплоснабжение потребителей в отопительный период с соблюдением температурных графиков и режимов (ст. 3, ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ, п. 24 Постановления Правительства РФ ***). *** между ИП Логиновой Е.М. и АО «ЦентрМетроКом-Энерго» заключен договор *** п. 1.1.1 которого предусмотрено, что предметом договора является разработка и согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для четырех площадок АО «ЦентрМетроКом-Энерго». Как следует из указанного договора, ответчик в самостоятельном порядке предпринял меры по исполнению своих обязательств, отраженных в исковом заявлении. Таким образом, предмет спора отсутствует и просит суд производство по делу прекратить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство представителя третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования заместителя прокурора города Мичуринска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой города Мичуринска проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности АО «ЦентрМетроКом-Энерго», касающегося принятия мер, направленных на охрану атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В силу п. 1. ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).
Пунктами 1, 2, 3, 4, 19 Требований предусмотрено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов).
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Как установлено судом, АО «ЦентрМетроКом-Энерго» согласно нормативу выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам имеет стационарный источник выбросов в атмосферный воздух, осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта АО «ЦентрМетроКом-Энерго», адрес осуществления деятельности: Тамбовская обл., г. Мичуринск, ***, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду *** объекту негативного воздействия на окружающую среду присвоена III категория.
Вместе с тем, по состоянию на *** при наличии периодов НМУ в нарушение п. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды «ЦентрМетроКом-Энерго» не имели согласования с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора.
Постановлением о назначении административного наказания ***, вынесенным *** начальником отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области руководитель обособленного структурного подразделения (г. Мичуринск) АО «ЦентрМетроКом-Энерго» Адяков Ф.В., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Заключение *** между ИП Логиновой Е.М. и АО «ЦентрМетроКом-Энерго» договора на оказание услуг ***, п. 1.1.1 которого предусмотрено, что предметом договора является разработка и согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для четырех площадок АО «ЦентрМетроКом-Энерго», не является добровольным исполнением требований прокурора, поскольку согласованный Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области перечень указанных мероприятий представителем ответчика суду не представлен.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет исковые требования заместителя прокурора города Мичуринска, обязывает Акционерное общество«ЦентрМетроКом-Энерго»разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с требованиями пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
Поскольку согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, освобождается от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика - Акционерного общества«ЦентрМетроКом-Энерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░«░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░«░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░