УИД 72RS0025-01-2024-006669-84
Дело № 2-6462/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 01 июля 2024 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Железняк Ю.В.
при секретаре Волосниковой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Упоровского района к АО «Почта России» в лице УФПС Тюменской области филиала АО «Почта России» о возложении обязанности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к отделению почтовой связи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Упоровского района обратился в суд с иском к АО «Почта России» в лице УФПС Тюменской области филиала АО «Почта России», в котором просит обязать АО «Почта России» в лице УФПС Тюменской области - филиала АО «Почта России» принять меры для обеспечения доступа инвалидов к отделению почтовой связи, расположенному по адресу: Тюменская область, Упоровский район, с. Суерка, ул. Советская, д. 59, путем установки тактильных предупреждающих полос перед входом, в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Упоровского района по обращению инвалида <данные изъяты>, гражданина Сарсикеева Р.Б., проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что по адресу: Упоровский район, с. Суерка, ул. Советская, д. 59, располагается здание почтового отделения, которое принадлежит У ФПС Тюменской области - филиалу ФГУП «Почта России» (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) на праве собственности. Вместе с тем, в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 I № 181-ФЗ- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к установлено, а также СНиП 3 5-01 -2001: входная группа Здания не оборудована пандусом (п.5.1.14 СНиП 35-01- 2001); ступени ведущие во внутрь Здания не отвечают требованиям свода правил СНиП 35-01-2001 (п. 6.2.8), а также сами по себе являются тяжело преодолимыми, кроме того, с учётом труднодоступности входа в Здание и полной невозможности входа для инвалидов-колясочников, Здание не оборудовано кнопкой вызова персонала; также отсутствуют тактильные предупреждающие полосы перед входом, что нарушает требования п.5.1.10 СНиП 35-01-2001. Причинами указанных нарушений закона послужило ненадлежащее исполнение сотрудниками УФПС Тюменской области своих обязанностей. Указанные нарушения повлекли негативные последствия в виде нарушения прав маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к 11 объектам инфраструктуры. Также следует отметить, что сам по себе факт размещения информации на вывеске при входе в здание и на сайте ФГУП «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о том, что обслуживание инвалидов производится по месту жительства (на дому) не является полноценным гарантированным способом предоставления инвалидам социальных услуг данной категории по следующим причинам: вывеска с информацией располагается на входе и не может обеспечить ознакомление с ней инвалидов по зрению, так как не имеется вывески с шрифтом Брайля, что усугубляется отсутствием тактильных предупреждающих полос перед входом, что не даёт возможность инвалидам с данным дефектом понять где располагается крыльцо, на котором располагается табличка с информацией, ознакомление с информацией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть невозможно по причинам: отсутствия связи, обеспечивающей доступ в «Интернет»; отсутствием необходимых знаний для поиска интересующей информации в «Интернете»; инвалидам с когнитивными нарушениями и дефектами зрения невозможность ознакомления и получения доступа в «Интернет» в силу специфики заболевания. С целью устранения выявленных нарушений необходимо принять меры к установке тактильных предупреждающих полос перед входом.
В судебном заседании прокурор Серебренникова В.С. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании не явился, представил письменные возражения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Упоровского района по обращению инвалида 3 группы, гражданина Сарсикеева Р.Б., проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, располагается здание почтового отделения, которое принадлежит УФПС Тюменской области - филиалу ФГУП «Почта России» (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) на праве собственности, в числе нарушений указано отсутствие тактильных противоскользящих полос.
Пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020 регламентировано, что на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
В нарушение указанных требований контрастные полосы на ступенях отсутствуют. Данное сторонами не оспаривается.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 2 названного Закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 этого же Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (п. 1 ч. 1).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2).
Во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3615-р Приказом Минспорта России N 787, Минтруда России N 791, Минпромторга России N 4260 от 08.11.2023 утверждены прилагаемые Методические рекомендации «Обеспечение соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения» (далее - Методические рекомендации.
Установлено требование к доступности лестничных маршей подробно описаны в пункте 6.2.8 свода правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно:
- по краям первой и последней ступеней лестничных маршей необходимо нанесение одной или нескольких предупреждающих тактильных противоскользящих полос. Цвет полос - желтый, контрастный поверхности ступени. Общая ширина полос - от 8 до 10 см. В случае если лестница включает в себя несколько маршей, тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.
Руководствуясь положениями Конституции РФ, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд исходит из того, что установленные по делу обстоятельства свидетельствует о нарушении гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Вопреки доводам о том, что необходимо применение данных требований лишь к новым зданиям или которые прошли реконструкцию, суд полагает, что размещение предупреждающих тактильных противоскользящих полос при входе не требует постройки нового здания или реконструкции старого, вообще не представляет какого-либо изменения конструкций зданий, и в сравнении с уровнем обеспечения инвалидам доступности к информации не отличается особой сложностью своего содержания.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года.
Указанной нормой Закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры должны приниматься меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности организации тактильных полос на ступенях при входе.
Доводы кассатора об отсутствии оснований для возложения на АО «Поста России» обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры ввиду того, что ответчик собственником здания не является, судебной коллегией отклоняются исходя из следующего.
Исходя из буквального толкования положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел возможность перенесения собственником бремени содержания имущества других лиц в случаях, указанных в законе или договоре; договор безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом 01 января 2020 между сторонами не расторгнут, обязанность по обеспечению доступа в здание маломобильной группы населения вытекает как из положений указанного договора (п. 3.4), так и из деятельности АО «Поста России», которое является организацией социального назначения и должно осуществлять свою деятельность с соблюдением норм законодательства, в том числе законодательства о защите прав инвалидов.
Между тем, ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры, чем нарушаются гарантированные государством права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также права на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности.
Довод о том, что услуги предоставляются на дому также не может быть признан состоятельным, поскольку как указал прокурор вывеска с информацией располагается на входе и не может обеспечить ознакомление с ней инвалидов по зрению, так как отсутствуют тактильные предупреждающих полосы перед входом, что не даёт возможность инвалидам с данным дефектом понять где располагается крыльцо, на котором располагается табличка с информацией.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прокурор Упоровского района Тюменской области удовлетворить.
Обязать АО «Почта России» (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) в лице УФПС Тюменской области принять меры для обеспечения доступа инвалидов к отделению почтовой связи, расположенному по адресу: Тюменская область, Упоровский район, с. Суерка, ул. Советская, д. 59, путем установки тактильных предупреждающих полос перед входом, в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья: Ю.В. Железняк
Решение в окончательной форме изготовлено 08 июля 2024 года.