Подлинник данного документа подшит в гражданском деле № 2-24/2021, хранящемся в Мамадышском районном суде
Копия Дело № 2-24/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 января 2021 года г.Мамадыш РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ о возложении обязанности включить период работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Исковые требования мотивировала тем, что решением ответчика от 8 сентября 2020 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж истца не был включен период работы в ясли-саде №1 г. Мамадыш с 1 апреля 1995 года по 27 августа 1995 года в качестве воспитателя татарского языка. Полагая решение ответчика незаконным и нарушающим ее права на социальное обеспечение, истец просит включить в ее специальный страховой стаж вышеуказанный спорный период.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено МКУ «Отдел образования» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ ФИО5 в судебном заседании иск не признал и суду показал, что отказ в назначении пенсии является законным и обоснованным, оснований для включения спорного периода в специальный страховой стаж ответчика не имелось.
Представитель третьего лица – МКУ «Отдел образования» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ ФИО6 в судебном заседании с иском согласилась и суду показала, что ФИО3, будучи воспитателем татарского языка в ясли-саде №1 г. Мамадыш, работала полный рабочий день, выполняла норму рабочего времени, проводила мероприятия в группах, организовала досуг детей, вела работу с детьми. Обязанности воспитателя и воспитателя татарского языка идентичны.
Выслушав в судебном заседании участников процесса, опросив свидетеля и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 п. 1).
Аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 1 января 2015 года.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статья 58 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (действовавшего до 1 октября 1993 года) был установлен Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с которым работа в должности воспитателя в детских садах и объединенных яслях-садах дает право на пенсию за выслугу лет.
Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 года, также содержал указание на детские дошкольные учреждения всех типов.
С 1 ноября 1999 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
В силу пункта 3 указанного постановления в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденным новым Списком и Правилами.
В Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено наименование должности "воспитатель", а в перечне учреждений названы дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований (пункт 1.8. Списка).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении №25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснил в пункте 9, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности назначается в зависимости от вида деятельности, фактически выполняемой лицом работы, а не от наименования должности или правового статуса учреждения (организации).
В абзаце 2 пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено положение о том, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа - 25 лет. В бесспорном порядке специальный стаж ФИО3 исчислен ответчиком в 24 года 2 месяца 17 дней. При этом в специальный стаж истца ответчиком не включен период работы в ясли-саде №1 г. Мамадыш с 1 апреля 1995 года по 27 августа 1995 года в качестве воспитателя татарского языка (л.д. 6).
Из копии трудовой книжки следует, что 1 апреля 1995 года истица переведена воспитателем татарского языка в ясли-сад №1 г.Мамадыш, где она работала до 28 августа 1995 года (л.д. 7).
Справкой МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в ясли-саде №1 г. Мамадыш в качестве воспитателя татарского языка. В указанный период ФИО3 выполняла норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Из действующей должностной инструкции воспитателя татарского языка МДБОУ «Детский сад № «Милэшкэй» видно, что воспитатель татарского языка должна иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы, владеть литературным татарским и русским языками, должна знать методику преподавания татарского языка, дошкольную педагогику и психологию. Из пункта 3 инструкции видно, что воспитатель татарского языка осуществляет непосредственно образовательную деятельность.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что работала совместно с ФИО3 воспитателем в ясли-саде №1 г. Мамадыш. Истица работала в должности воспитателя татарского языка. В ее должностные обязанности входило осуществление воспитательно-образовательной деятельности детей на татарском языке.
Анализируя вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что деятельность истицы носила педагогический, воспитательный характер. Указание на особенность педагогической деятельности истца как воспитателя татарского языка не может служить основанием для исключения оспариваемого периода работы из стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии.
Иное привело бы к формальному толкованию и применению закона.
Поскольку в период работы в должности воспитателя татарского языка истец выполняла обязанности по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, данный период подлежит зачету в ее специальный стаж.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе Республики Татарстан включить в специальный стаж ФИО3, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 1 апреля 1995 года по 27 августа 1995 года в должности воспитателя татарского языка в ясли-саде №1 г. Мамадыш РТ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья Давлетбаева М.М.
Решение вступило в законную силу: «_____»___________________
Судья Давлетбаева М.М.