Дело №2-7/2024(2-331/2023)
УИД: 68RS0005-01-2023-000393-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года с.Бондари
Бондарский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи: Федорова В.В.,
при секретаре Клейменовой В.В.,
с участием прокурора Бондарского района Шарлаимова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бондарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бондарского муниципального округа Тамбовской области о возложении обязанности произвести ремонтные работы артезианской скважины и приведении качества воды в <адрес> и <адрес> угол в соответствии с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бондарского района Тамбовской области в порядке, предусмотренном ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Пахотноугловскому муниципальному казенному предприятию «Водяные и коммунальные системы» о возложении обязанности произвести ремонтные работы артезианской скважины и приведении качества воды в <адрес> и <адрес> угол в соответствии с требованиями СанПиН.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Бондарского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере водоснабжения по обращению Чернышовой В.В. Проверкой установлено, что пользование объектам водоснабжения ПМКП «Водяные и коммунальные системы» осуществляется на основании Договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от дд.мм.гггг №, заключенного с администрацией Пахотноугловского сельсовета, в соответствии с которым в пользование ПМКП «Водяные и коммунальные системы» переданы две водонапорные башни (артезианские скважины) в <адрес>: по <адрес> и <адрес>. ПМКП «Водяные и коммунальные системы» взяло на себя обязательство поддерживать получаемое имущество в исправном состоянии и за свой счет, а также средств ссудодателя проводить текущий ремонт полученного имущества. По результатам проверки установлено, что водонапорная башня (артезианская скважина) в <адрес> на протяжении длительного времени не эксплуатируется по причине запесочивания скважины, при этом восстановительные работы не проводятся. Анализ проб воды, полученный ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» из распределительных сетей в <адрес> и <адрес> показал, что по исследованным обобщенным и санитарно-химическому показателям питьевая вода не соответствует Сан-11иН дд.мм.гггг-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Прокурор, считая, что нарушаются права неограниченного круга лиц, проживающих и находящихся на территории <адрес> и Пахотный Угол па надлежащее водоснабжение, просил суд обязать Пахотноугловское муниципальное казенное предприятие «Водяные и коммунальные системы» провести ремонтные работы в целях обеспечения возможности эксплуатации артезианской скважины по <адрес> в <адрес> и привести качество питьевой воды в <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Определением суда от 12.12.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечено Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области.
Определением суда от 17.01.2024г. произведена замена ненадлежащего ответчика ПМКП «Водяные и коммунальные системы» на надлежащего: администрацию Бондарского муниципального округа Тамбовской области.
В судебном заседании прокурор Бондарского района Тамбовской области Шарлаимов М.А. на исковых требованиях к администрации Бондарского муниципального округа настаивал, указав, что в настоящее время идет процесс ликвидации сельских советов и передачи имущества состоящего на их балансе Бондарскому муниципальному округу, администрация которого является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика - администрации Бондарского муниципального округа Тамбовской области по доверенности Аппоротов В.С. возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что в настоящее время идет процесс ликвидации сельских советов и передачи состоящего на их балансе имущества в администрацию Бондарского муниципального округа. До настоящего времени имущество не передано. Таким образом, администрация Бондарского муниципального округа не является надлежащим ответчиком.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - администрации Пахотноугловского сельсовета <адрес> и администрации <адрес> в лице председателя ликвидационной комиссии Корсаковой И.В. извещенная судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что в настоящее время администрацией Пахотноугловского сельсовета ведется подготовка необходимых документов по передаче имущества (водонапорные башни, артезианские скважины, водонапорные сети в <адрес> и <адрес>). Лишь после передачи имущества на сессии Совета депутатов Бондарского муниципального округа будет утвержден реестр муниципального имущества округа.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца – Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Рассказово, г. Кирсанове, Рассказовском, Кирсановском, Бондарском, Гавриловском и Уметском районах Тыжук О.И., в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседание пояснила, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Рассказово, г. Кирсанове, Рассказовском, Кирсановском, Бондарском, Гавриловском м Уметском районах в 2022 году проводилась внеплановая проверка ПМКП «Водяные и коммунальные системы» в связи с жалобой жителя <адрес> на качество воды, по результатам которой был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ и выдано предписание со сроком исполнения до дд.мм.гггг, впоследствии срок предписания был продлен до дд.мм.гггг. Согласно протоколам лабораторных исследований от дд.мм.гггг отобранная вода из скважины №, водоколонки в <адрес> соответствует санитарному законодательству. По результатам лабораторных испытаний отобранная проба питьевой воды по адресу: <адрес> соответствует санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Дополнительно пояснила, что качество воды может меняться в зависимости от погодных условий и времени года.
Свидетели Чернышова В.В., Чернышов А.А., Савельев Д.Ю. и Савельева З.М. в судебном заседании пояснили, что вода для питья не пригодна – в ней имеется маслянистый осадок и сероводородный запах. Артезианские скважины и водонапорная башня не обслуживаются надлежащим образом. Зимой вода чище.
Суд, выслушав явившихся, исследовав письменные материалы дела, пришёл к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Конституцией РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В целях повышения уровня жизни граждан создания комфортных условий для их проживания Президентом РФ издан Указ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года№ 16) утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», реализация которого включает также федеральный проект «Чистая вода». К числу мероприятий проекта отнесено, в том числе, повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий.
Согласно ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») граждане, индивидуальные предпринимателе и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.В соответствии с ч. 2 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона организации, осуществляющие холодное водоснабжение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводноканализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации.
Согласно ч. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Из материалов дела следует, что пользование объектами водоснабжения ПМКП «Водяные и коммунальные системы» осуществляется на основании Договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от дд.мм.гггг №, заключенного с администрацией Пахотноугловского сельсовета. Договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом от дд.мм.гггг № в пользование ПМКП «Водяные и коммунальные системы» переданы две водонапорные башни (артезианские скважины) в <адрес>: по <адрес> и <адрес>.
В силу п. 2.3 ПМКП «Водяные и коммунальные системы» взяло на себя обязательство поддерживать получаемое имущество в исправном состоянии и за свой счет, а также средств ссудодателя проводить текущий ремонт полученного имущества.
Как следует из письменных материалов дела объекты водоснабжения, переданные по договору безмозмездного пользования от дд.мм.гггг №, в соответствии с которым в пользование ПМКП «Водяные и коммунальные системы» переданы две водонапорные башни (артезианские скважины) в <адрес>: по <адрес> и <адрес>, возвращены обратно администрации Пахотноугловского сельсовета <адрес>. Решением Совета депутатов Бондарского муниципального округа <адрес> от дд.мм.гггг № утвержден перечень объектов имущества, составляющих муниципальную собственность Бондарского муниципального округа <адрес>, в который включены две водонапорные башни (артезианские скважины) в <адрес>: по <адрес> и <адрес> образом, данные скважины в настоящее время являются собственностью Бондарского муниципального округа <адрес> и в пользование никому не переданы.
В материалы дела суду представлен акт № от дд.мм.гггг о возврате имущества, переданного по договору безвозмездного пользования от дд.мм.гггг №, Решение Совета депутатов Бондарского муниципального округа <адрес> от дд.мм.гггг № следует, что водонапорные башни (артезианские скважины) в <адрес>: по <адрес> и <адрес> из которых следует, что в пользовании ПМКП «Водяные и коммунальные системы» указанные водонапорные башни не находятся.
Из Акта прокурорской проверки видно, что водонапорная башня (артезианская скважина) в <адрес> на протяжении длительного времени не эксплуатируется по причине запесочивания скважины, при этом восстановительные работы не проводятся. Анализ проб воды, полученный ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» из распределительных сетей в <адрес> и <адрес> показал, что по исследованным обобщенным и санитарно-химическому показателям питьевая вода не соответствует п. 75 Санитарных правил, таб. 3.1, таб. 3.3, таб. 3.5, таб. 3.13 раздела III Сан-11иН дд.мм.гггг-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно экспертному заключению №.ГО.З от 12.0.2.2024г. и протоколам лабораторных исследований отобранных проб питьевой воды № от 09.02.2024г., № от 09.02.2024г., № от 09.02.2024г., № от 09.02.2024г., № от 09.02.2024г. выполненному по поручению суда (л.д.198-207, 211-228) по результатам лабораторных исследований, обнаружено, что пробы воды по адресу: <адрес> (артезианская скважина) соответствуют требованиям САнАин дд.мм.гггг-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Данное заключение суд оценивает с учетом показаний свидетелей и начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Рассказово, г. Кирсанове, Рассказовском, Кирсановском, Бондарском, Гавриловском и Уметском районах Тыжук О.И. согласно которым показатели воды имеют сезонные колебания. С учетом имеющихся в материалах дела результатов лабораторный исследований которые свидетельствуют о несоответствии качества воды допустимым нормам, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по проведению необходимых работ по обеспечению населения в <адрес> и <адрес> угол питьевой водой надлежащего качества.
Представителем ответчика ст. 56 ГПК РФ, суду не предоставлено никаких доказательств тому, что пробы воды из указанных в иске источников водоснабжения соответствуют требованиям СанПин 2.1.3685-21, тогда как прокурором суду предоставлены допустимые доказательства несоответствия поставляемой питьевой воды установленным требованиям в летний период.
Разрешая требования прокурора суд учитывает, что две водонапорные башни (артезианские скважины) в <адрес> и <адрес> и распределительные сети в <адрес> угол Бондарского района Тамбовской области состоят на балансе администрации Пахотноугловского сельсовета <адрес>, которая находится в стадии ликвидации, председателем ликвидационной комиссии 25.12.2023г. назначена Корсакова И.В. Как следует из решения Совета депутатов Бондарского муниципального округа Тамбовской области № от 21.12.2023г. совет депутатов решил ликвидировать администрацию <адрес> тамбовской области и администрации и 7 сельсоветов, в том числе Пахотноугловский сельсовет. Этим же решением утверждено положение о ликвидационной кописсии, назначен председатель ликвидационной комиссии – Корсакова И.В., Ликвидационной комиссии установлен срок – до 31.03.2024г. осуществить мероприятия связанные с ликвидацией администраций.
Как следует из ответа председателя ликвидационной комиссии И.В.Корсаковой от 21.02.2024г. водонапорные башни, артезианские скважины, вдопроводные сети в <адрес> угол и <адрес> в реестре муниципальной собственности Бондарского муниципального округа <адрес> не состоят (л.д.230).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 28.11.2023г. в ЕРГЮ включены сведения о юридическом лице - Администрации Бондарского муниципального округа <адрес>.
В соответстии с законом Тамбовской области от 10.05.2023г. №283-З «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Бондарского района Тамбовской области», преобразованы все поселения входящие в состав Бондарского района Тамбовской области, в том числе Пахотноугловский сельсовет путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование – Бондарский муниципальный округ Тамбовской области. С 11.05.2023г. преобразуемые поселения утратили статус муниципальных образований, Бондарский муниципальный округ Тамбовской области является правопреемником преобразуемых поселений и Бондарского района Тамбовской области. Исполнительно-распорядительным органом Бондарского муниципального округа <адрес> является администрация Бондарского муниципального округа <адрес>)
При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая, что процедура реорганизации приведет к ликвидации сельсоветов, в том числе и Пахотноугловского сельсовета с передачей недвижимого имущества в Бондарский муниципальный округ, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком, обладающим всеми необходимыми полномочиями по исполнению судебного решения о проведении ремонтных работ для последующей эксплуатации артезианской скважины по <адрес> в <адрес> и приведении качества воды питьевой воды в <адрес> и <адрес> в соответствие с нормами действующего законодательства является администрация Бондарского муниципального округа.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бондарского района Тамбовской области к администрации Бондарского муниципального округа Тамбовской области, удовлетворить.
Обязать администрацию Бондарского муниципального округа Тамбовской области (ОРГН 1236800006013, адрес: 393230, Тамбовская область, Бондарский район, с.Бондари, ул.К.Маркса, д.2) в течение месяца с момента вступления в силу решения суда
- произвести ремонтные работы в целях обеспечения возможности эксплуатации артезианской скважины по <адрес> в <адрес>;
- провести работы по приведению качества питьевой воды в <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями раздела III СанПиН дд.мм.гггг-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Бондарский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья В.В.Федоров
Решение в окончательной форме изготовлено 28.02.2024г.
Судья В.В.Федоров