УИД 91RS0023-01-2023-001394-04
Дело № 2-1201/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2023 года.
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2023 года.
14 декабря 2023 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.
при секретаре - Кирильчук Е.А.
с участием представителя процессуального истца - Жаплова Е.Ю.
представителя ответчиков - Ткаченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Медведевскому сельскому совету о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Черноморского района Республики Крым Давыдко А.В., в интересах неопределённого круга лиц, обратилась в суд с иском к Администрации Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Черноморского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства администрацией Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, которой установлено, что решением о бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, резервный фонд не предусмотрен. В силу действующего законодательства наличие в бюджетах всех уровней бюджетной системы (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) резервных исполнительных органов государственной власти (местных администраций) является обязательным. В связи с выявленным нарушением, прокуратурой района в адрес ответчика 31.07.2023 вынесено представление с требованием устранить нарушение, однако меры, направленные на устранение нарушений, не приняты. Просит обязать администрацию Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Медведевский сельский совет Черноморского района Республики Крым внести изменения в решение о бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в части включения в расходную часть резервного фонда.
В судебном заседании представитель процессуального истца – Жаплов Е.Ю. поддержал исковые требования по основаниям указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчиков – Ткаченко И.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что процедурно внести изменение в проект бюджета на 2023 год не представляется возможным ввиду того, что требуется определённая процедура согласования с Минфином; предоставил суду проект решения «О бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение Черноморского района Республики Крым на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в котором п. 8 в бюджете предусмотрен резервный фонд.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с п.п. «е», «ж» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
В соответствии с п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями (пункт 20).
Согласно ст. 6 Закона Республики Крым от 09.12.2014 № 25-ЗРК/2014 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется исполнительными органами Республики Крым, органами местного самоуправления за счет резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п. 6, 9 ст. 11).
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются соответственно исполнительными органами Республики Крым, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части 1 настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Советом министров Республики Крым, органами местного самоуправления, организациями (ст. 22).
В соответствии со ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах.
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.
В силу статьи 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
При этом из положений статьи 65 Бюджетного кодекса РФ следует, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Прокуратурой Черноморского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства администрацией Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Судом установлено, что в адрес администрации Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым прокуратурой Черноморского района Республики Крым вынесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства, так как установлено, что решением о бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, резервный фонд не предусмотрен (л.д. 6-8).
Судом установлено, что в ответ на вышеуказанное представление, Администрация Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым сообщила, что по вопросу создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций администрацией Медведевского сельского поселения разработано и принято постановление от 07.12.2015 № 38 «О резервном фонде администрации Медведевского сельского поселения», решение Медведевского сельского совета от 30.06.2015 № 114 «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов в Медведевском сельском поселении для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В связи с высокой дотационностью местного бюджета предусмотреть резервный фонд в бюджете Медведевского сельского поселения на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов не представлялось возможным, при формировании местного бюджета на последующие годы будет изыскана возможность для планирования резервного фонда (л.д. 9).
Судом установлено, что администрацией Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым разработан проект решения «О бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение Черноморского района Республики Крым на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в котором п. 8 в бюджете предусмотрен резервный фонд.
По правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям, выход суда за пределы исковых требований возможен только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.
Принимая во внимание, что установленная законодательством процедура по внесению изменений в решение о бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, занимает определенный временной период и в данном случае удовлетворение исковых требований не будет являться целесообразным и фактическим окончанием разрешения спора по существу, в связи с тем, что финансовый 2023 год заканчивается, в связи с чем необходимо предусмотреть в бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов включение в расходную часть резервного фонда; суд считает возможным обязать ответчиков предусмотреть в бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов включить в расходную часть резервный фонд.
Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений, предусмотренных федеральным законодательством в 2024 году.
На основании вышеизложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в связи с тем, что внести изменения в бюджет 2023 года и его исполнить не представляется возможным до окончания 2023 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление, Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Медведевскому сельскому совету о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Медведевский сельский совет Черноморского района Республики Крым предусмотреть в бюджете муниципального образования Медведевское сельское поселение на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов включить в расходную часть резервный фонд.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Н.П. Ильичева