Председательствующий: Трофимов И.О.
Дело № 7п-137/2020
19RS0011-01-2020-001391-73
РЕШЕНИЕ
11 августа 2020 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Майнагашевой С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу инспектора ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Усть-Абаканскому району на постановление Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 26 июня 2020 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Островской Елены Сергеевны в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 26 июня 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Островской Е.С. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением суда, инспектор ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Усть-Абаканскому району, составивший протокол об административном правонарушении, обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление суда отменить. Приводя обстоятельства дела, ссылаясь на положения Постановления Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020 г. № 102 «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, п. 7 Методических рекомендаций. МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020, а также фотоматериал, настаивает на доказанности совершения Островской Е.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, которым, в частности на суд возлагается обязанность исследовать все доказательства по делу, в том числе представленные дополнительно, дать им свою оценку, установить фактические обстоятельства дела и произвести юридическую оценку деяния.
При рассмотрении данного дела судом вышеприведенные требования закона не соблюдены.
В силу ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, объективной стороной состава правонарушения, за совершение которого в отношении Островской Е.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, являлось нахождение в общественном месте – магазине «Центральный» в с. Солнечное, ул. 10 Пятилетки, 13-2 без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски (медицинские, гигиенические), респираторы) в нарушение требований подп. 2 п. 4 Постановления № 102, подп. «а», п. 3 Правил № 417.
Суд первой инстанции, исследовав представленные административным органом доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Обосновывая свои выводы, суд первой инстанции указал на то, что введение обязательного для всех жителей Республики Хакасия «масочного режима» противоречит положениям ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, п.п. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, введенные на территории Республики Хакасия правила поведения не являлись предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда РФ, и сослался на Временное руководство ВОЗ от 19.03.2020 "Рекомендации по использованию масок в сообществах, во время ухода на дому и в медицинских учреждениях в контексте COVID-19", согласно которому медицинская маска не требуется для тех, кто не болен, так как нет данных о ее полезности для защиты здоровых людей.
В то же время этот вывод суда сделан без учета следующего.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Как следует из ст. 11 приведенного выше закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020 г. № 102 (в ред. от 11.06.2020, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее – Постановление № 102) в границах территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - режим повышенной готовности) с 13 марта 2020 года по 30 июня 2020 года и установлены определенные правила поведения. Согласно подп. 2 п. 4 Постановления № 102, граждане обязаны с 2 мая 2020 года при нахождении вне места проживания (пребывания) использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски (медицинские, гигиенические), респираторы).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из толкования приведенной нормы событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за который предусмотрена административная ответственность.
Поскольку Постановлением N 102 установлены определенные ограничения и правила, в том числе для лиц, проживающих или временно находящихся на территории Республики Хакасия в период введенного, в том числе в связи с угрозой распространения в Республике Хакасия новой коронавирусной инфекции, режима повышенной готовности, их несоблюдение является невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
По данному делу административным органом в обоснование невыполнения Островской Е.С. правил поведения при введении режима повышенной готовности предоставлены: протокол об административном правонарушении от 12.06.2020, видеозапись, объяснения Островской Е.С., согласившейся с нарушением.
Однако, указанные доказательства оценки суда первой инстанции не получили, а выводы суда первой инстанции об отсутствии деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, основаны на ошибочном толковании норм права.
Изложенное свидетельствует о допущенных судом нарушениях требований ст. 26.11 КоАП РФ, регламентирующей правила оценки доказательств, а также о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу судом не выполнены в полном объеме требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Постановление суда первой инстанции, вопреки положениям ст. 1.6, ст. 29.10 КоАП РФ, не отвечает требованиям законности и обоснованности.
Допущенные судом нарушения при рассмотрении дела суд второй инстанции расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек, изложенное в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления суда и возвращение дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 26 июня 2020 года в отношении Островской Елены Сергеевны отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай