Дело № 2-299/2022
УИД 25RS0022-01-2022-000754-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Покровка 27 июня 2022 г.
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Е.Н.,
при секретаре Слепченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.В. к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на имущество в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
М.В. обратился в суд с требованием о признании за К.К. права собственности на <адрес> в <адрес> и включении данной квартиры в наследственную массу, оставшуюся после смерти К.К..
В обоснование иска М.В. указал, что является сыном К.К.. 23.02.1994 года между К.К. и О.В. заключён договор мены, по которому в собственность К.К. перешла квартира по адресу: <адрес>. Указанный договор был зарегистрирован в БТИ 01.03.1994. 10.08.2021 К.К. умерла. После ее смерти открылось наследство в виде спорного жилого помещения. При жизни К.К. право собственности на указанное жилое помещение не зарегистрировала. Истец является единственным наследником. После смерти матери в установленный законом срок обратился к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство по завещанию, однако оформить наследство не смог, ввиду того, что право собственности на жилое помещение не было зарегистрировано. После смерти матери распоряжается квартирой по своему усмотрению, оплачивает все коммунальные платежи за квартиру, занимается ее обслуживанием, проводит необходимый ремонт, то есть фактически принял в наследство. Просит включить имущество в состав наследства и признать право собственности на указанное жилое помещение.
24 мая 2022 года М.В. исковые требования изменил и по вышеизложенным доводом просит включить квартиру по адресу: <адрес> состав наследства, открывшегося со смертью К.К., и признать за истцом право собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке наследования.
В судебном заседании истец М.В. поддержал измененные исковые требования, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района Приморского края, будучи извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, указав, что жилое помещение, расположенный по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности Октябрьского муниципального округа не значится.
Оценив заявленные требования, выслушав истца, изучив письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Согласно положениям статьи 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (статья 1134ГК РФ).
Из свидетельства о рождении усматривается, что М.В. является сыном М.В. и М.К. (л.д.13).
Справкой о расторжении брака подтверждается, что М.В. и М.К. расторгли брак 12.08.1965. После расторжения брака М.К. присвоена фамилия «<данные изъяты>» (л.д.16).
31.03.1972 К.Н. зарегистрировала брак с К.А., после чего ей присвоена фамилия «К.» (л.д.15).
Договором мены от 23.02.1994 подтверждается, что жилое помещение по адресу: <адрес> перешло в собственность К.К.. Указанный договор зарегистрирован в БТИ 01.03.1994, инв. № (л.д.8).
Из сообщения администрации Октябрьского округа Приморского края следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности Октябрьского округа не значится. Запись о праве собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует (л.д.10, 30).
Согласно завещанию, К.К. завещала М.В. квартиру, расположенную в <адрес> (л.д.12).
К.К. умерла 10.08.2021, что следует из свидетельства о смерти (л.д.14).
После смерти 10 августа 20212 года К.К. нотариусом Октябрьского нотариального округа Приморского края заведено наследственное дело №, а 07.12.2021 М.В. подано заявление о принятии наследства по завещанию.
Таким образом, М.В. в установленном законом прядке и сроки принял наследство, о чем заявил нотариусу. Однако, отсутствие надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя К.К. на недвижимое имущество, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, суды до истечения срока принятия наследства рассматривают требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а по истечении этого срока - также требования о признании права собственности в порядке наследования. Таким образом, для включения имущества в состав наследства суду должны быть представлены доказательства принадлежности наследуемого имущества наследодателю.
Оценив представленные истцом вышеперечисленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что они подтверждают принадлежность наследодателю К.К. недвижимого имущества по адресу: <адрес>. Однако, право собственности К.К. на данное недвижимости не было зарегистрировано в органе Росреестра.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п.4 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Указанная статья Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет правовую презумпцию принадлежности имущества наследодателя принявшему его наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, получения свидетельства о праве на наследство и государственной регистрации права собственности.
Исходя из представленных доказательств, подтверждается, что после смерти К.К., умершей 10.08.2021, истец М.В. заявил о принятии наследства нотариусу, пользуется квартирой как своей собственной, производит ремонт и ее содержание. Таким образом, наследник М.В. вступил во владение наследственным имуществом К.К.
Исходя из изложенного, а так же учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что в состав наследства, открывшегося со смертью К.К., умершей ДД.ММ.ГГГГ, входит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а потому суд включает его в состав имущества, оставшегося после смерти К.К. и признает за М.В. право собственности на указанный жилой дом.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования М.В. к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на имущество в порядке наследования - удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшего после смерти К.К., умершей 10.08.2021, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за М.В. право собственности в порядке наследования на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 июня 2022 года.
Судья Е.Н.Севостьянова