26RS0002-01-2023-002575-72
Дело № 2-1928/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 7 июня 2023 года
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Артемьевой Е.А.
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Ставрополя Лаптевой Е.В.,
представителя ответчика МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя – директора Шатской И.Н.,
представителя ответчика – комитета образования города Ставрополя Якимова А.А., действующего на основании доверенности от 2 марта 2023 года,
при секретаре Рудомановой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя, комитету образования города Ставрополя о признании незаконным бездействий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился в Ленинский районный суд города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, в котором просит суд признать незаконным бездействия МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя, Комитета образования администрации г. Ставрополя, выразившиеся в необеспечении в полной мере МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя медицинскими изделиями; возложить на Комитет образования администрации г. Ставрополя обязанность в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя на обеспечение медицинскими изделиями в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н; возложить на МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу закупить медицинские изделия в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в образовательных учреждениях района, в ходе которой выявлены нарушения закона. В ходе проверки установлено, что в МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя не в полном объеме имеются обязательные медицинские изделия. Так, в образовательном учреждении имеется лишь 1 тонометр с возрастными манжетами, 1 стетофонендоскоп, отсутствуют оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», пипетки, грелка, травматологическая укладка, зонды желудочные разных размеров, не в полном объеме имеются предусмотренные комплекты шприцов на 2, 5, 10 мл, что может повлечь угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних. 23 марта 2022 года прокуратурой района директору МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, здравоохранении, а также, 29 марта 2022 года и.о. руководителя Комитета образования администрации г. Ставрополя. По результатам рассмотрения представлений приняты меры к устранению нарушений, однако в полном объеме допущенные нарушения не устранены. По информации комитета образования администрации г. Ставрополя от 16 марта 2023 года в МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя имеется лишь 1 тонометр с возрастными манжетами, 1 стетофонендоскоп, отсутствуют оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», пипетки, грелка, травматологическая укладка, зонды желудочные разных размеров.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района города Ставрополя Лаптева Е.В. заявленные требования поддержала по доводам искового заявления.
Директор МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя – <данные изъяты> с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в настоящее время в школе идет ремонт и хранить медицинские изделия негде. По окончании ремонта ими будут закуплены необходимые изделия.
Представитель ответчика комитета образования города Ставрополя <данные изъяты> с исковыми требованиями не согласился, указав, что комитетом образования денежные средства на обеспечение медицинскими изделиями МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя выделены.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплены права каждого на жизнь и охрану здоровья.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый ребенок имеет конституционное право на образование в безопасных условиях.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-Ф3) отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно требованиям п. 1,6 ч. 4 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации.
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок). Требования данного Приказа обязательны для всех образовательных, лечебных учреждений без исключения.
Приложением № 3 к Порядку установлен стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Пунктами 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Установлено, что в здании МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя предусмотрен медицинский кабинет.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя не в полном объеме имеются обязательные медицинские изделия, что может повлечь угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
23 марта 2022 года прокуратурой района МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, здравоохранении, а также, 29 марта 2022 года и.о. руководителя Комитета образования администрации г. Ставрополя.
По результатам рассмотрения представлений приняты меры к устранению нарушений, однако в полном объеме допущенные нарушения не устранены.
По информации комитета образования администрации г. Ставрополя от 16 марта 2023 года в МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя имеется лишь 1 тонометр с возрастными манжетами, 1 стетофонендоскоп, отсутствуют оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», пипетки, грелка, травматологическая укладка, зонды желудочные разных размеров.
Согласно стандарту оснащения медицинского блока, отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях в медицинском блоке общеобразовательного учреждения должны быть указанные отсутствующие медицинские изделия, тонометр с возрастными манжетами в количестве 2 штук, стетофонендоскоп в количестве 2 штук.
Ответчики не отрицали, что в настоящее время оснащение медицинского блока не восполнено.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также работников МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя и иных лиц, посещающих образовательное учреждение, нарушают их права и законные интересы.
Согласно Уставу, МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя, содержащемуся в общем доступе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Учредителем является – муниципальное образование город Ставрополь. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется путем предоставления субсидий. Порядок предоставления субсидий утверждается постановлением администрации города Ставрополя.
Отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя с правами юридического лица является комитет образования администрации города Ставрополя и исполняет функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере образования в пределах своей компетенции (п. 1 Положения о комитете образования администрации города Ставрополя, содержится в общем доступе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
Согласно п. 23 Положения, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет организацию и координацию материально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждения города Ставрополя.
Статьей 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Поскольку организацию и координацию материально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждения города Ставрополя осуществляет комитет образования администрации города Ставрополя, обязанность по финансированию оснащения медицинскими изделиями МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя лежит на комитет образования администрации города Ставрополя.
Отсутствие бюджетных средств не является основанием для нарушения прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.
Согласно представленному представителем комитета образования города Ставрополя приказу № 229-ОД от 31 марта 2023 года, МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя предоставлена субсидия на приобретение объектов движимого имущества, затраты на приобретение которых не учтены при определении финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в размере 92 500 рублей.
Приказом № 231-ОД от 31 марта 2023 года, МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя предоставлена субсидия на приобретение объектов движимого имущества, затраты на приобретение которых не учтены при определении финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в размере 3 710 рублей.
Сторонами не оспаривалось что указанные денежные средства выделены для приобретения оборудования в медицинский блок.
Вместе с тем, директором МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя представлены пояснительные записки с расчетом-обоснованием и коммерческими предложениями, согласно которым на приобретение необходимого оборудования в медицинский блок необходимо 233 510 рублей.
Представителем комитета образования города Ставрополя данная сумма не оспорена.
Таким образом, судом установлено, что выделенная МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя сумма субсидий недостаточна для закупки необходимого медицинского оборудования.
Представление прокурора Ленинского района города Ставрополя исполнено комитетом образования города Ставрополя частично спустя год после его вынесения вопреки указанию прокурора безотлагательно принять меры по устранению допущенных нарушений. Доказательств обращения комитета образования администрации города Ставрополя в течении года в комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя о дополнительной потребности в бюджетных средствах в целях материально-технического оснащения медицинских блоков муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя, в том числе учреждений Ленинского района города Ставрополя, не представлено.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ленинского района города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя, комитету образования города Ставрополя о признании незаконным бездействий, возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать незаконными бездействия МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя, комитета образования администрации г. Ставрополя, выразившиеся в необеспечении в полной мере МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя медицинскими изделиями.
Возложить на комитет образования администрации г. Ставрополя обязанность в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя на обеспечение медицинскими изделиями в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н.
Возложить на МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя обязанность в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу закупить медицинские изделия в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 июня 2023 года.
Судья подпись Е.А. Артемьева
Копия верна:
Судья Е.А. Артемьева