Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-96/2023 от 28.09.2023

Судья Ооржак А.М.                                               Дело № 12-819/2023 (№ 21-96/2023)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл                                                                                           17 октября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Доспана Б.В. на постановление государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Кызылу от 4 июля 2023 года № и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Доспана Б.В.,

УСТАНОВИЛА:

постановлением государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Кызылу от 4 июля 2023 года № Хомушку В.С. индивидуальный предприниматель Доспана Б.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 сентября 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, индивидуальный предприниматель Доспан Б.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, принять новое решение об удовлетворении его жалобы. Ссылаясь на часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ, указывает на то, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В постановлении должностного лица указано, что он привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ за не оформление в установленном порядке диагностической карты, подтверждающей допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Таким образом, за одно и то же нарушение он привлечен как физическое лицо и как юридическое лицо, что противоречит приведенной им норме.

В судебное заседание – ИП Доспан Б.В. не явился, извещён надлежащим образом.

Его защитник Россов Р.В. жалобу поддержал по указанным в ней основаниям.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, инспектор ОГИБДД УМВД России по г. Кызылу Хомушку В.С. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Выслушав участника производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств предусмотрено пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), согласно которому находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра, находящихся в эксплуатации транспортных средств, установлены Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о техосмотре).

В силу положений части 1 статьи 15 Закона о техосмотре с периодичностью каждые двенадцать месяцев подлежат техническому осмотру автобусы, с года изготовления которых прошло не более пяти лет (пп. "б", п. 3 части 1 статьи 15), и каждые шесть месяцев - с года изготовления которых прошло более пяти лет (п. 4 части 1 статьи 15).

В соответствии с положениями статьи 19 Закона о техническом осмотре документом, подтверждающим проведение технического осмотра транспортного средства является диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (часть 2 статьи 16 Закона о безопасности дорожного движения).

Таким образом, проведение периодического технического осмотра автомобилей и наличие диагностической карты является обязательной процедурой и условием допуска автомобиля к эксплуатации.

В силу части 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технического осмотра, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Примечанием к вышеуказанной статье закреплено, что за административные правонарушения, предусмотренные данной статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В соответствии с пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения по допуску), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.

Пунктом 12 Основных положений по допуску предусмотрено, что должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Мотивируя свои выводы о виновности ИП Доспана Б.В. в несоблюдении требований приведённых правил, что выразилось в выпуске 23 мая 2023 года в 16 часов 15 минут по адресу: ** на линию маршрутного транспортного средства – **, государственный регистрационный знак , предназначенного для перевозки пассажиров по маршруту «а» и не прошедшего в установленном порядке технического осмотра и на который не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, под управлением самого индивидуального предпринимателя Доспана Б.В., суд обоснованно учёл протокол об административном правонарушении, содержащий вышеизложенные обстоятельства (л.д. 17-18). Отражённые в протоколе обстоятельства подтверждаются распечаткой диагностической карты , выданной на транспортное средство , государственный регистрационный знак , срок действия которой истёк 25 апреля 2023 года, объяснениями водителя Доспана Б.В., полученными в установленном КоАП РФ порядке, об управлении им маршрутным транспортным средством **, государственный регистрационный знак (л.д. 28), лицензией ИП Доспана Б.В. на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), картой маршрута регулярных перевозок ИП Доспана Б.В. (л.д. 40).

В ходе производства по делу об административном правонарушении ИП Доспан Б.В. событие административного правонарушения не оспаривал, факт допуска к эксплуатации транспортного средства с государственным номером не прошедшего государственный технический осмотр, не отрицал.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции обосновал свои выводы о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления вины ИП Доспана Б.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31 КоАП РФ. Оснований не согласиться с аргументированными выводами судьи городского суда не имеется.

Довод заявителя жалобы со ссылкой на положения статьи 2.1 КоАП РФ о том, что он как водитель маршрутного транспортного средства уже привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 12.5 КоАП РФ, в связи с чем, ИП Доспан Б.В. не может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.31 КоАП РФ, основан на неверном толковании норм права.

За управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, установлена административная ответственность частью 1.1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего технического осмотра, влечёт административную ответственность по части 1 статьи 12.31 КоАП РФ.

Таким образом, объективная сторона приведённых административных правонарушений различная. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики № 2 (2021), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года (вопрос 11).

Кроме того, в данном случае различны и субъекты административной ответственности.

Доспан Б.В. для целей своей предпринимательской деятельности является лицом, ответственным за допуск транспортного средства к эксплуатации при выпуске на линию. Предприниматель с учётом примечания к статье 12.31.КоАП подлежал привлечению к административной ответственности как юридическое лицо.

В силу положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем доказательств принятия привлечённым к административной ответственности лицом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований безопасности дорожного движения, в том числе по прохождению государственного технического осмотра или технического осмотра транспортных средств, материалы дела не содержат.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и установленных обстоятельств (в том числе с оценкой обстоятельств по привлечению его как водителя) не свидетельствует о неправильном разрешении вопроса о том, что ИП Доспаном Б.В. совершены виновные действия по выпуску на линию маршрута, не прошедшего на момент выпуска на линию технический осмотр.

Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, по делу установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям, предусмотренным статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нём содержатся необходимые сведения, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.

Порядок привлечения ИП Доспана Б.В. к административной ответственности не нарушен. Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, при рассмотрении дела и жалобы допущено не было. Оснований к отмене постановления должностного лица, решения судьи по доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Кызылу от 4 июля 2023 года № и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Доспана Б.В. оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Доспана Б.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья                                                                                                    С.А. Железнякова

21-96/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ИП Доспан Байлак Викторович
Другие
Россов Роман Валерьевич
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Судья
Железнякова Светлана Анатольевна
Статьи

ст.12.31 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--tva.sudrf.ru
29.09.2023Материалы переданы в производство судье
17.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Дело оформлено
01.11.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее