Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-709/2021 ~ М-360/2021 от 17.03.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Шуваркиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-709/2021 по административному исковому заявлению Попова С.С. о признании недействующим нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Никитиной А.С.,

представителя административного истца по доверенности Паладьева М.А.,

представителя Думы городского округа Самары по доверенности Кузнецова П.А.,

у с т а н о в и л :

Попов С.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07 февраля 2012 г. № 181, в части установления на схеме №5 «Схема границ зон инженерно и транспортной инфраструктуры» красных линий земельном участке с кадастровым номером .

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке. Попову С.С. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка в связи с расположением в красных линиях. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречат требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца, препятствуя в приобретении в собственность земельного участка.

Представитель административного истца Паладьев М.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.

Представитель Думы г.о. Самары по доверенности Кузнецов П.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленной законом процедуры; красные линии установлены на спорной территории до введения в действие Градостроительного кодекса РФ.

Заинтересованные лица: министерство имущественных отношений Самарской области. Департамент градостроительства городского округа Самары, Управление Росреестра по Самарской области, а также привлеченный судом в качестве заинтересованного лица Глава городского округа Самары не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары, Глава г.о. Самары представили письменные возражения.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные Поповым С.С. требования следует удовлетворить.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).

Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары.

Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59(3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64(3857), 10 апреля 2008 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре его принятия не оспаривается.

Решением Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года № 181 внесены изменения в решение Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары».

Данный документ опубликован в газете "Самарская Газета", N 29(4806), 18 февраля 2012 года.

Из материалов дела следует, что Попову С.С. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером площадью 227,4 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

Жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером площадью 4 790 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>.

30 ноября 2020 года министерство имущественных отношений Самарской области отказало Попову С.С. в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, в том числе в связи с расположением части земельного участка в границах красных линий.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 11 декабря 2005 года.

По сведениям, полученным из Департамента градостроительства городского округа Самары, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах красных линий.

Красные линии впервые были отображены на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана.

Далее в редакции Решения Думы городского округа Самары от 07.02.2012 № 181 «О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара» с основного чертежа они были удалены и отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» по настоящее время.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования ( пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей на 7 февраля 2012 г., красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 ГрК РФ в указанной редакции предусмотрено, что генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных картах отображаются:

планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения;

границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Таким образом, названные нормы, действовавшие в период внесения изменений в Генеральный план решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 г. N 181, не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.

Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории ( подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования ( часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования ( пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары, которым красные линии земельного участка были включены в Схему № 5, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами ( план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории ( пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проект на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и ( или) предназначенных для размещения линейных объектов, утверждённый приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.

Учитывая, что статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории, и такой проект в отношении спорного земельного участка не разрабатывался и не утверждался, требования административного истца о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером следует признать обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Попова С.С. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции Решения Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2021 года

3а-709/2021 ~ М-360/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попов С.С.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Дума городского округа Самара
Другие
Департамент градостроительства г.о.Самара
Глава г.о.Самара
Управление Росреестра по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.03.2021Регистрация административного искового заявления
19.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2021Подготовка дела (собеседование)
08.04.2021Рассмотрение дела начато с начала
08.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее