Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-372/2024 (3а-2890/2023;) ~ М-2350/2023 от 19.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                             22 января 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-372/2024 (3а-2890/2023) по административному исковому заявлению Шакмаева Ю.Р. об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском о восстановлении пропущенного срока обращения в суд и об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества

– нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 226,1кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 09.08.2013 равной его рыночной стоимости в размере 3 359 400 рублей,

– нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 56,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 09.08.2013 равной его рыночной стоимости в размере 835 800 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и , кадастровая стоимость которых по состоянию на 09.08.2013 определена в размере 6 600 290 рублей 85 коп. и 1 630 931 рубль 77 коп. соответственно. С результатом определения кадастровой стоимости административный истец не согласен, поскольку она не соответствует рыночной стоимости каждого объекта, определенная в отчетах об оценке, чем затрагиваются его права и обязанности.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, администрация г.о. Самара, извещенные о рассмотрении административного дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец на праве собственности обладает объектами недвижимого имущества

– помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 226,1 кв.м, назначением: нежилое, наименование: нежилое помещение,

– нежилого помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 56,4 кв.м, назначением: нежилое, наименование: нежилое помещение.

Согласно выпискам из ЕГРН от 25.09.2023 на основании постановления <адрес> от 14.03.2012 № 118 в ЕГРН внесены сведения об утверждении кадастровой стоимости по состоянию на 09.08.2013 объекта с кадастровым номером в размере 6 600 290, 85 рублей, объекта с кадастровым номером в размере 1 630 931, 77 рублей.

В выписках из ЕГРН от 07.12.2023 содержатся сведения об иной кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером в размере 5 220 653, 52 рублей, объекта с кадастровым номером в размере 1 794 087, 95 рублей.

Таким образом, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости каждого нежилого помещения по состоянию на 09.08.2013, являются архивными.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

По делу установлено, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости каждого нежилого помещения внесены в ЕГРН 09.08.2013, иск подан в суд 19.12.2023. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок на обращение с иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Принимая во внимание, что расчет налога на каждое спорное нежилое помещение за предшествующий период осуществляется исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости, суд приходит к выводу, что прежние результаты определения их кадастровой стоимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая об отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным восстановить срок на обращение в суд.

Отчетами об оценке № 2023.12-07/1 и № 2023.12-07 от 14.12.2023 оценщика Забегаловой Е.Ю. независимой оценочной компании ООО «Бюро оценочных технологий» по инициативе административного истца определена величина рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером по состоянию на 09.08.2013 в размере 3 359 400 рублей и с кадастровым номером по состоянию на 09.08.2013 в размере 835 800 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

          Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимого имущества основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объектов на дату кадастровой оценки каждого, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки каждого объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении архивной кадастровой стоимости каждого объекта равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 19.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Шакмаева Ю.Р. удовлетворить.

Восстановить Шакмаеву Ю.Р. срок на обращение в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений.

Установить архивную кадастровую стоимость – нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.08.2013 в размере 3 359 400 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость – нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.08.2013 в размере 835 800 рублей.

Датой подачи заявления в суд считать 19.12.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                И.А. Щетинкина

3а-372/2024 (3а-2890/2023;) ~ М-2350/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шакмаев Ю.Р.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Петросян Галуст Феликсович
Администрация городского округа Тольятти
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация административного искового заявления
20.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2024Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
12.02.2024Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
09.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее