Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-444/2023 ~ М-324/2023 от 26.04.2023

Дело

УИД: 05RS0-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2023 г. <адрес>

Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шихгереева Г.И.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дел по иску Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры к Администрации муниципального образования сельское поселение «сельсовет Хили-Пенджик-ский» <адрес> :

об обязании в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель общей площадью 950 кв. м. (координаты 41°58"06.4"N 48°01"41.8"Е и 41°57"54.5"N 48°01"57.3"Е), нарушенных вследствие уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:17: 000091:1, расположенном в <адрес> Республики Дагестан;

об обязании в соответствии с установленным в проекте рекультивации сроком организовать рекультивацию нарушенных земель площадью 950 кв.м.(координаты 41°58"06.4"N 48°01"41.8"Е и 41°57"54.5"N 48°01"57.3"Е) расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 05:17: 000091:1, расположенного в <адрес> Республики Дагестан.

с участием старшего помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокуратура ФИО4 и главы муниципального образования сельское поселение «сельсовет Хили-Пенджикский» ФИО3

УСТАНОВИЛ:

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась с иском к Администрации муниципального образования сельское поселение «сельсовет Хили-Пенджикский» <адрес> (далее-МО СП «сельсовет Хили-Пенджикский»):

об обязании в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель общей площадью 950 кв. м. (координаты 41°58"06.4"N 48°01"41.8"Е и 41°57"54.5"N 48°01"57.3"Е), нарушенных вследствие уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:17:000091:1, расположенном в <адрес> Республики Дагестан;

об обязании в соответствии с установленным в проекте рекультивации сроком организовать рекультивацию нарушенных земель площадью 950 кв.м. (координаты 41°58"06.4"N 48°01"41.8"Е и 41°57"54.5"N 48°01"57.3"Е), расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 05:17:000091:1, расположенного в <адрес> Республики Дагестан.

Иск мотивирован следующим:

Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения природоохранного законодательства, выразившегося в уничтожении плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения на территории <адрес> Республики Дагестан. Осмотром от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на участке земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:17:000091:1, общей площадью 950 кв. м., расположенном в <адрес> Республики Дагестан, проведены работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых, повлекшие повреждение плодородного слоя почвы. Кавказским межрегиональным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Межрегиональное управление Россельхознадзора) по факту незаконного недропользования на указанном земельном участке произведен расчет ущерба, причиненного землям сельскохозяйственного назначения путем снятия и уничтожения плодородного слоя почвы на площади 50 кв.м., размер которого в совокупности составил 1064000 рублей.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ, МО СП «сельсовет Хели-Пенджикский» является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:17:000091:1 (свидетельство о государственной регистрации права 05-АА ).

Факт нарушения земельного законодательства выявлен в октябре 2022 года, более точный период совершения указанных действий не установлен.

С правовой стороны иск мотивирован ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 7,12,42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила).

Указанные нормы законодательства и обязанности содержания земельного участка в соответствии с его целевым назначением собственником -муниципальным образованием «сельсовет Хели-Пенджикский», не были выполнены. Бездействие администрации муниципального образования привело к неблагоприятным последствиям для окружающей среды, а именно порче земли и, как следствие, невозможности использования земель в установленных целях.

Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой главе муниципального образования «сельсовет Хели-Пенджикский» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона с требованием выполнить работы по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования по целевому назначению, однако, конкретных мер по устранению нарушений закона не принято.

С учетом того, что в соответствии с п. 9.1.4. Положения о Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ , Межрегиональное управление Россельхознадзора на закрепленной территории осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, и на данный орган возлагается надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы на землях указанной категории, а также с учетом произведенного Межрегиональным управлением Россельхознадзора расчета ущерба окружающей среде, считаю необходимым привлечь в качестве третьего лица данное ведомство.

Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращение или изменение правоотношения.

В данном случае интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц обоснованы интересами охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Старший помощник Дербентского межрайонного природоохранного прокуратура ФИО4 иск поддержал, заявив, что он поддерживается по тем же доводам, что изложены в исковом заявлении.

Глава МО СП «сельсовет Хили-Пенджикский» ФИО3 иск не признал, заявив, что нарушение почвы на местах, где прокуратура просит рекультивировать, выявлены им, в связи с чем он обращался для принятия мер к лаве района, прокурору и начальнику ОМВД России по <адрес>, однако выявить, кто конкретно добивал оттуда общераспространенные полезные ископаемые, добыча которых повлекло повреждение плодородного слоя почвы, не смогли, считает, что такую обязанность следует возложить на тех, кто повреждает почву, администрацией поселения принимаются меры о недопущении фактов самовольной добычи ОПИ в границах земель сельскохозяйственного назначения.

Третьи лица- Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Администрация МР «<адрес>» Республики Дагестан явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Исходя из п. 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 800 (далее также - Правил), рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (абз. 1 п. 8 Правил).

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий (абз. 2 п. 8 Правил).

В силу пп."в" п. 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Осмотром во время проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на участке земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:17:000091:1, общей площадью 950 кв.м, расположенном в <адрес> Республики Дагестан, проведены работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых, повлекшие повреждение плодородного слоя почвы. Данный земельный участок является собственностью МО СП «сельсовет Хили-Пенджикский», что следует из свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным Реестра лицензий на пользование участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, размещенном на общедоступном сайте Минприроды Республики Дагестан, лицензий на право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, выданных на участки недр, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:17:000091:1, отсутствуют.

Исходя из вышеустановленных фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи, правильно распределив бремя доказывания между сторонами и определив юридически значимые обстоятельства по делу, суд установив доказанность фактов допущения нарушения земельного законодательства ответчиком администрацией МО СП «Хили-Пенджикский», выразившиеся в допущении нарушения плодородного слоя почвы неустановленными лицами на земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящимся в ведении ответчика, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и возложения именно на администрацию данного поселения обязанностей обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель и обеспечить рекультивацию нарушенных земель.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199,206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Администрации муниципального образования сельское поселение «сельсовет Хили-Пенджикский» <адрес>:

обязать в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель общей площадью 950 кв. м. (координаты 41°58"06.4"N 48°01"41.8"Е и 41°57"54.5"N 48°01"57.3"Е), нарушенных вследствие уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:17:000091:1, расположенном в <адрес> Республики Дагестан;

обязать в соответствии с установленным в проекте рекультивации сроком организовать рекультивацию нарушенных земель площадью 950 кв.м.(координаты 41°58"06.4"N 48°01"41.8"Е и 41°57"54.5"N 48°01"57.3"Е) расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 05:17:000091:1, расположенного в <адрес> Республики Дагестан.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан через Табасаранский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Г.И. Шихгереев

2-444/2023 ~ М-324/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дербентская межрайонная природохранная прокуратура
Ответчики
Администрацич МО "сельсовет Хили-Пенджикский"
Другие
Кавказское межрегиональное управлениепо ветеринарному и фитосанитарному надзору
Суд
Табасаранский районный суд Республики Дагестан
Судья
Шихгереев Г.И.
Дело на странице суда
tabasaranskiy--dag.sudrf.ru
26.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2023Передача материалов судье
29.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее