№ 12-5/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п. Красный 01 марта 2023 года
Судья Краснинского районного суда Смоленской области Панкова Е.В., при секретаре Шестерневой А.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области Баженовой Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника – старшего судебного пристава ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области Баженовой Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе законный представитель администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области Киреенкова Э.М. просит отменить указанное постановление как незаконное, в связи с допущенными должностным лицом нарушениями при составлении протокола об административном правонарушении и привлечении Администрации к ответственности.
В судебном заседании законный представитель Администрации Киреенкова Э.М. поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Начальник ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области Юаженова Г.А. в судебном заседании с жалобой не согласилась, пояснив, что о рассмотрении протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ Администрация была извещена надлежаще, при этом о составлении самого протокола ДД.ММ.ГГГГ Администрация не извещалась.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как усматривается из материалов дела, обжалуемое постановление о назначении административного наказания в отношении Администрации вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия указанного постановления получена Администрацией, согласно представленных ею доказательств, ДД.ММ.ГГГГ, согласно отчету об отслеживании почтового отправления – ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящей жалобой об отмене постановления об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № Глава Администрации Киреенкова Э.М. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок подачи жалобы не пропущен.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из представленных документов усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Краснинским районным судом Смоленской области на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) выдан исполнительны лист серии ФС № о возложении на администрацию Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать обеспечение жителей д.Волково Краснинского района Смоленской области питьевой водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области ФИО7 возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
В связи с тем, что должником – администрацией Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области взыскан исполнительских сбор в размере 50 000 руб.,с установлением должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области ФИО8 по факту того, что в срок, вновь установленный для исполнения требований исполнительного документа, решение суда не было исполнено, о чем составлен акт совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, начальником – старшим судебным приставом ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области Баженовой Г.А. принято постановление о привлечении администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 30 000 руб.
Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Системное толкование положений ст.25.4 и ст.28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ (аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. (вопрос №18).
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Как усматривается из материалов дела, администрация Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области или ее законный представитель не были надлежащим образом извещены о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Каких-либо извещений о направлении в адрес Администрации либо иных доказательств, подтверждающих извещение Администрации о составлении протокола, не представлено.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, и не мог быть использован должностным лицом при вынесении постановления.
Кроме того, о рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенном к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ, Администрация извещена путем направления заказным почтовым отправлением, направленное согласно списку №, ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отслеживанию почтового отправления по штриховому идентификатору №, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, получено Администрацией лишь ДД.ММ.ГГГГ, доказательств иного материалы дела не содержат.
При этом, при составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ и вынесении постановления ДД.ММ.ГГГГ законный представитель или защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административному правонарушению, не присутствовал.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола и вынесении постановления, суд, рассматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие заявителя, не извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении начальником Отделения УФССП также был нарушен, право администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области на защиту в ходе производства по делу не было реализовано надлежащим образом.
В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год с момента наступления срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа, т.е. с 10.10.2022, который до настоящего времени не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 – 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области Баженовой Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области отменить; дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в отделение судебных приставов по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Панкова