Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Новонукутский 10 августа 2022 года
Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Ербадаева С.В., при секретаре судебного заседания Волженковой К.В., с участием истца Семёнова А.В., представителя ответчика, управляющего делами Администрации МО «Нукутский район» Андреевой В.П., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, председателя муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» Баертуева А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-152/2022 по исковому заявлению Семёнова Алексея Владимировича к Администрации муниципального образования «Нукутский район» о признании результатов аттестации незаконными и недействительными, обязании издать распоряжение о признании результатов аттестации незаконными и недействительными,
установил:
В суд с вышеназванным иском обратился Семёнов А.В., указав, что в результате аттестации муниципальных служащих, состоявшейся в Администрации ДД.ММ.ГГГГ, он был признан несоответствующим занимаемой должности главного специалиста-юриста юридического отдела муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район», о чём ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, когда ему было вручено уведомление о переводе на другую работу в связи с несоответствием занимаемой должности (исх. №), в соответствии с которым он должен был быть переведен на выбор на должность главного специалиста по ФК и спорту отдела по молодежной политике и спорту Администрации муниципального образования «Нукутский район» или на должность помощника мэра муниципального образования «Нукутский район». Либо, в случае отказа от перевода на иную должность, должен быть уволен согласно п.3 ч.1 ст.81 Трудового Кодекса Российской Федерации как работник, несоответствующий занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ним и Администрацией, расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в порядке п.3 ч.1 ст.77 Трудового Кодекса РФ по инициативе работника. С результатами указанной аттестации истец Семёнов А.В. не согласен, считает их необоснованными и незаконными по следующим причинам. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ каких-либо физических и юридических оснований и (или) иных фактов обуславливающих невозможность работы на должности главного специалиста-юриста юридического отдела КУМИ МО «Нукутский район» истец не имел.
ДД.ММ.ГГГГ Думой муниципального образования «Нукутский район» было принято Решение № «Об утверждении положения о проведении аттестации муниципальных служащих МО «Нукутский район», которым определялся порядок проведения аттестации муниципальных служащих в муниципальном образовании «Нукутский район».
Однако, в нарушение п.5 Положения, Администрация издала Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии о проведении аттестации муниципальных служащих Администрации муниципального образовании «Нукутский район», которое утверждало факт создания комиссии о проведении аттестации муниципальных служащих Администрации муниципальном образовании «Нукутский район» и её состав, но информация о сроках и порядке работы данной комиссии, а также информация о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии, в этом распоряжении отсутствовала. В нарушение п.6 указанного Положения, в состав Комиссии не были включены уполномоченные работодателем муниципальные служащие из юридического (правового) подразделения (второй главный специалист-юрист юридического отдела КУМИ МО «Нукутский район») и подразделения, в котором он замещает должность муниципальной службы (иные специалисты КУМИ МО «Нукутский район»), а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые по запросу работодателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с муниципальной службой, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. В нарушение п.8 и п.9 Положения, Администрацией до его сведения был доведен некорректный (неверный) график проведения аттестации, утвержденный Распоряжением Администрации муниципального образования «Нукутский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении графика проведения аттестации муниципальных служащих». В данном графике была указана неверная дата проведения аттестации - ДД.ММ.ГГГГ вместо ДД.ММ.ГГГГ, время и место проведения аттестации указано не было. В порядке, предусмотренном п.10 и п.13 Положения, Сектор по кадрам Аппарата Администрации ознакомил его под роспись с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период, подписанным непосредственным руководителем - Председателем КУМИ МО «Нукутский район» Баертуевым А.Т. Данный отзыв в отношении имел оценку «Хорошо», что в свою очередь свидетельствует о том, что он справлялся со своими должностными обязанностями и не имел каких-либо дисциплинарных взысканий. Также, при проведении аттестации Комиссия пренебрегла прописанной в п.14 Положения дополнительной возможностью применения всесторонних и объективных способов оценки: не был приглашен и заслушан непосредственный руководитель Баертуев А.Т., аттестационной комиссией не рассматривался вопрос о переносе аттестации на следующее заседание комиссии. В нарушение п.15 Положения аттестационной комиссией, в большинстве случаев обсуждение профессиональных и личностных качеств, применительно к профессиональной служебной деятельности было надменным и носило характер обвинений, недовольства и претензий, игнорирующих доводы о необъективности и несостоятельности таких заявлений. Так, членами аттестационной комиссии пренебрежительно игнорировались положительные результаты его работы, в вину вменялось отсутствие инициативы по контролю за распространением конфиденциальной информации районной газетой «Свет Октября» (а также любой другой публикуемой информации, нарушающей требования законодательства), отсутствие инициативы по защите от критики сотрудников Администрации на всех заседаниях Думы муниципального образования «Нукутский район». Большая часть вопросов, адресованных аттестационной комиссией, не относилась к его должностным обязанностям. Так, например, ему задавались вопросы из области трудового права, регламентирующие некоторые аспекты кадровой работы, в свою очередь, юридический отдел КУМИ МО «Нукутский район» не занимается решением кадровых вопросов Администрации, а также был задан вопрос о личном отношении к спецоперации, проводимой Российской Федерацией на территории Украины. В нарушение п.20 Положения ему не были своевременно сообщены результаты аттестации, и он не был ознакомлен с аттестационным листом. Считает, что аттестация 13.04.2022 в отношении него проводилась без обсуждения профессиональной деятельности; учета сложности выполняемой работы; оценки эффективности и результативности труда; учета результатов исполнения должностной инструкции; учета положительного отзыва непосредственного руководителя; учета опыта работы и выполнения требований к служебному поведению и обязательствам.
В ходе судебного разбирательства истец Семёнов А.В. уточнил исковые требования и в окончательной форме просил суд признать результаты аттестации в отношении Семёнова Алексея Владимировича - главного специалиста-юриста юридического отдела муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» недействительными и отменить решение аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Семёнов А.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по указанным основаниям.
Представитель ответчика Андреева В.А., управляющий делами Администрации МО «Нукутский район», в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниями, указав в отзыве на исковое заявление следующее: Одной из обязанностей муниципального служащего, установленных ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», является поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются: к уровню профессионального образования; к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности; к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Установление соответствия занимаемой должности - основная цель проведения аттестации муниципальных служащих. В соответствии с п.4 Раздела 1 Положения о проведении аттестации муниципальных служащих МО «Нукутский район», утвержденного решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден состав аттестационной комиссии. Ранее, распоряжением Администрации уже утвержден порядок и срок работы комиссии. Согласно п.15 Раздела 3 Положения профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия установленным квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (муниципальным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством о муниципальной службе.
Распоряжением Администрации «Об утверждении графика проведения аттестации муниципальных служащих» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден график аттестации с указанием даты проведения аттестации у Семёнова А.В. ДД.ММ.ГГГГ. С графиком аттестации Семёнов А.В. был ознакомлен. Позже в связи с выездом в командировку мэра муниципального образования Нукутский район» Гомбоева С.Г. в г.Иркутск аттестация была перенесена на ДД.ММ.ГГГГ. Аттестация муниципальных служащих с указанием времени была внесена в План работы, утвержденный на соответствующую неделю. Запрета на перенос заседания аттестационной комиссии в связи с невозможностью его проведения в Положении не содержится.
В отношении Семенова А.В. была проведена плановая аттестация, по результатам которой он был признан не соответствующим занимаемой должности. В целях реализации итогов аттестации муниципальных служащих, с учетом оценок, рекомендаций и предложений аттестационной комиссии было вынесено распоряжение Администрации «О мероприятиях по результатам аттестации» от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано: в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложить перевод на другую работу главному специалисту - юристу Семёнову А.В. в отношении, которого сделан вывод о несоответствии занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Также заведующему сектором по кадрам Администрации поручено в случае отказа Семёнова А.В. от перевода подготовить проект распоряжения об увольнении по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ. Учитывая, разъяснения пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», в силу п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ увольнение допустимо при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Исходя из вышеуказанного, Семёнову А.В. было вручено уведомление о переводе на другую работу в связи с несоответствием занимаемой должности по результатам аттестационной комиссии Администрации. По распоряжению работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № трудовой договор с работником был, расторгнут на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.3 ст.77 ТК РФ по собственному желанию.
При принятии решения аттестационной комиссией учитывались следующие обстоятельства:
1. Аттестация муниципального служащего проводилась с обсуждением профессиональной служебной деятельности Семёнова А.В., сложности выполняемой им работы и других показателей согласно Положению. Оценка профессиональных знаний истца была объективна, в частности оценивались ответы на вопросы, связанные со знанием законодательства, которые являются основанием для признания муниципального служащего не соответствующим замещаемой должности.
2. Комиссия учла результаты исполнения истца должностных обязанностей, уровень его профессиональных знаний, опыт работы, замечания. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника формировались на оценке в совокупности с другими доказательствами.
Так, согласно пунктов 2.1., 2.2. Раздела 2 Должностной инструкции главного специалиста- юриста юридического отдела Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район», главный специалист-юрист проводит юридическую экспертизу муниципальных правовых актов, договоров, дополнительных соглашений к ним, проводит антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных актов и их проектов. Для примера прилагается один из проектов постановления Администрации «О создании Штаба родительского общественного контроля муниципального образования «Нукутский район»: после согласования с главным специалистом-юристом юридического отдела КУМИ МО «Нукутский район» и подписания мэром муниципального образования «Нукутский район» Гомбоевым С.Г. проект поступил управляющему делами Администрации Андреевой В.П. для присвоения проекту номера и даты. В данном проекте уже после юридической экспертизы имеются исправления, отмеченные галочкой, внесенные собственноручно управляющим делами.
Что касается экспертизы МНА и их проектов, то в соответствии с пунктами 4.4., 4.5. ст. 4 Порядка проведения экспертизы МНА, проектов МНА органов местного самоуправления муниципального образования «Нукутский район», утверждённого постановлением Администрации, экспертиза муниципальных нормативных актов осуществляется специалистом юридического отдела, уполномоченным на проведение экспертизы - начальником юридического отдела, в течение 3 рабочих дней с момента регистрации мотивированного заключения и МНА в журнале поступивших документов в юридический отдел. По результатам экспертизы МНА оформляется письменное заключение по форме согласно Приложению № к настоящему Порядку, с указанием перечня выявленных коррупциогенных факторов, их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов) правового акта, в которых эти факторы выявлены. Управляющему делами или должностному лицу, обратившемуся за проведением экспертизы МНА, заключения не поступали, юридическим отделом не оформляются, следовательно, не в полном объеме исполняются специалистом должностные обязанности. Данные квалификационные требования включены в Должностную инструкцию, с которой муниципальный служащий ознакомлен под подпись. И таких примеров очень много: в Администрации и в Думе муниципального образования «Нукутский район». При принятии решения аттестационной комиссии учитывался п.2.8. Раздела 2 Должностной инструкции: на основании доверенности Семёнов А.В. представлял интересы муниципального образования «Нукутский район», Администрации, КУМИ МО Нукутский район» в судебных органах, а также в государственных и общественных организациях. Вынесенных районным судом решений с участием истца в пользу Администрации не оказалось.
Пунктом 7 ч.3.1. ст.3 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено право работодателя оценивать качество работы муниципального служащего, контролировать работу по срокам, объему. Оценка работодателя на основании Методики всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности муниципального служащего, разработанной согласно положению пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Данная методика, является частью Методического инструментария по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности служащих (включая общественную оценку).
Оценка муниципального служащего Семёнова А.В.: продемонстрировал низкую заинтересованность в достижении целей; не всегда эффективно работал в команде; зачастую проявлял плохую организованность; зачастую перекладывал ответственность на других; не всегда был исполнительным, в связи, с чем требовал постоянного контроля.
Работодатель считает, что у работника отсутствуют необходимые знания и навыки, исключающие возможность нормального выполнения обязанностей по замещаемой им должности при надлежащих условиях труда. При принятии решения аттестационной комиссией оценивалось квалификация работника, учитывая наличие у него заслуг, достижений, поощрений, отсутствие дисциплинарных взысканий и т.д. При этом комиссией было принято решение о том, что истец не соответствует замещаемой должности, так как не справляется со своими обязанностями путем голосования, за данное решение проголосовали все 6 членов комиссии, то есть единогласно. Следовательно, выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника сделаны на основании оценке в совокупности с другими доказательствами.
На основании вышеизложенного представитель Администрация МО «Нукутский район» Андреева В.П. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Семёнова Алексея Владимировича к Администрации о признании недействительными результатов аттестации в полном объеме.
Представитель третьего лица – председатель МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» Баертуев А.Т. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, считал, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, т.к. аттестационная комиссия учла результаты исполнения истцом должностных обязанностей, уровень его профессиональных знаний, опыт работы, замечания.
Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации). Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Положения Конституции Российской Федерации о праве на труд согласуются и с международными правовыми актами, в которых раскрывается содержание права на труд.
Так, Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда (пункт 1 статьи 23 декларации).
В статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН; документ вступил в силу для СССР с 03.01.1976. Российская Федерация является участником указанного международного договора в качестве государства - продолжателя Союза ССР) говорится, что участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в том числе условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с нормами международного права следует, что право на труд относится к числу фундаментальных неотчуждаемых прав человека, принадлежащих каждому от рождения. Реализация этого права предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав. В целях защиты прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору, в Трудовом кодексе Российской Федерации введено правовое регулирование трудовых отношений, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника.
Факт нахождения истца Семёнова А.В. в трудовых отношениях с Администрацией МО «Нукутский район» с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается трудовым договором №, заключенным ДД.ММ.ГГГГ Семёновым А.В. с муниципальным образованием «Нукутский район», а также дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что муниципальное образование «Нукутский район» в лице мэра МО «Нукутский район» Гомбоева С.Г. (работодатель) и Семёнов Алексей Владимирович (муниципальный служащий) заключили трудовой договор о нижеследующем: муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности временно исполняющего обязанности главного специалиста-юриста КУМИ МО «Нукутский район» в соответствии с должностной инструкцией. Работодатель обязуется обеспечивать муниципальному служащему необходимые условия для работы, выплачивать денежное содержание и предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с Трудовым кодексам РФ, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иными правовыми актами о муниципальной службе. Местом работы служащего является муниципальное образование «Нукутский район».
Распоряжением Мэра МО «Нукутский район» № от ДД.ММ.ГГГГ Семёнов А.В., главный специалист-юрист юридического отдела Администрации МО «Нукутский район», допущен к работе с секретными документами по третьей форме с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно дополнительным соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, Семёнов А.В. назначен временно исполняющим обязанности главного специалиста-юриста юридического отдела КУМИ МО «Нукутский район» с ДД.ММ.ГГГГ – на период проведения конкурса на замещение вакантной должности, с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок.
Факт прекращения трудовых отношений сторон подтверждается распоряжением мэра МО «Нукутский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому действие трудового договора с Семёновым А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Семёнова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.18 Федерального закона Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю). По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о проведении аттестации муниципальных служащих МО «Нукутский район», которым определен порядок проведения аттестации муниципальных служащих в муниципальном образовании «Нукутский район».
Указанное Положение соответствует Типовому положению о проведении аттестации муниципальных служащих, принятому Законом Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» от 15.10.2007 № 88-оз.
Согласно п.2 Положения о проведении аттестации муниципальных служащих МО «Нукутский район», аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы в муниципальном образовании, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности муниципальной службы при сокращении должностей муниципальной службы в муниципальном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда муниципальных служащих.
В соответствии с п.6 Положения в состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя (работодатель) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе из подразделения по вопросам кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы), представитель выборного органа первичной профсоюзной организации при его наличии, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые по запросу представителя нанимателя (работодателя) в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с муниципальной службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В зависимости от специфики должностных обязанностей муниципальных служащих в муниципальном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем (при наличии вышестоящего руководителя) (п.10 Положения).
Согласно пп.12, 13 Положения к отзыву об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных муниципальным служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации. Подразделение по вопросам кадров муниципального органа не менее чем за неделю до начала аттестации должно ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период.
Суд не соглашается с доводами истца Семёнова А.В. о том, что ответчиком, в нарушение Положения, было создано 2 аттестационных комиссии, т.к., согласно п.6 Положения, в зависимости от специфики должностных обязанностей муниципальных служащих в муниципальном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
На основании распоряжения мэра МО «Нукутский район» № от ДД.ММ.ГГГГ создана аттестационная комиссия по аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Администрации муниципального образования «Нукутский район». Согласно приложению 1 к распоряжению, в состав комиссии входят: председатель комиссии Гомбоев С.Г. – мэр МО «Нукутский район»; заместитель председателя комиссии А. – первый заместитель мэра МО «Нукутский район»; Ш. – заведующая сектором по кадрам Администрации МО «Нукутский район»; члены комиссии: Х. – заместитель мэра МО «Нукутский район», Баертуев А.Т. – председатель КУМИ МО «Нукутский район», Андреева В.П. – управляющий делами Администрации МО «Нукутский район». Срок работы аттестационной комиссии с 01.07.2020 по 31.12.2023.
Распоряжением мэра МО «Нукутский район» № от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия о проведении аттестации муниципальных служащих Администрации МО «Нукутский район». В состав комиссии входят: председатель комиссии Гомбоев С.Г. – мэр МО «Нукутский район»; заместитель председателя комиссии А. – первый заместитель мэра МО «Нукутский район»; Ш. – заведующая сектором по кадрам Администрации МО «Нукутский район»; члены комиссии: Х. – заместитель мэра МО «Нукутский район» по социальным вопросам, П. – заместитель мэра – начальник управления экономического развития и труда Администрации МО «Нукутский район», Андреева В.П. – управляющий делами Администрации МО «Нукутский район».
Вместе с тем, суд соглашается с доводами истца Семёнова А.В. о том, что при проведении аттестации ответчиком был нарушен порядок проведения аттестации.
В нарушение п.6 Положения о проведении аттестации муниципальных служащих МО «Нукутский район», в состав аттестационной комиссии не включены независимые эксперты, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Следовательно, в нарушение п.6 Положения, фактически аттестационная комиссия не была сформирована.
В силу пп.8,9 Положения о проведении аттестации муниципальных служащих МО «Нукутский район», график проведения аттестации должен быть доведен до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике проведения аттестации указываются: 1) наименование муниципального органа, подразделения, в которых проводится аттестация; 2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации; 3) дата, время и место проведения аттестации; 4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений муниципального органа.
На основании распоряжения Мэра МО «Нукутский район» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден график проведения аттестации муниципальных служащих. Согласно списку служащих Администрации МО «Нукутский район» (приложение № к Списку), дата проведения аттестации Семёнова А.В. – ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение пп.8,9 Положения, Список не содержит данных, подтверждающих, что муниципальный служащий Семёнов А.В. ознакомлен с графиком проведения аттестации за месяц до ее проведения, имеется только подпись об ознакомлении. Также Список не содержит времени и места проведения аттестации, даты представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений муниципального органа.
Доводы истца Семёнова А.В. о том, что о проведении аттестации ДД.ММ.ГГГГ он должен был уведомлен не позднее, чем за месяц, а также о том, что при формировании аттестационной комиссии не было учтено, что исполнение им должностных обязанностей связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, суд считает обоснованными, т.к. указанные требования содержатся в пп.6, 8 Положения о проведении аттестации муниципальных служащих МО «Нукутский район».
Согласно ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» по результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.
В соответствии с п.20 Положения, результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению. Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.
Вместе с тем, доказательств ознакомления Семёнова А.В. с результатами аттестации в день проведения аттестации суду не представлено. В нарушение требований п.20 Положения, аттестационный лист не содержит подписи Семёнова А.В. об ознакомлении с результатами аттестации от ДД.ММ.ГГГГ. В материалах гражданского дела имеется уведомление о переводе на другую работу в связи с несоответствием занимаемой должности от ДД.ММ.ГГГГ, врученное Семёнову А.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что аттестация Семёнова А.В. проведена ДД.ММ.ГГГГ с нарушением требований, предъявляемых Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к проведению аттестации муниципальных служащих.
Доводы представителя ответчика Андреевой В.П. и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Баертуева А.Т. о том, что оценка профессиональных знаний истца была объективна, в частности оценивались ответы на вопросы, связанные со знанием законодательства, которые являются основанием для признания муниципального служащего не соответствующим замещаемой должности и о том, что комиссия учла результаты исполнения истцом должностных обязанностей, уровень его профессиональных знаний, опыт работы, замечания, опровергаются исследованными материалами дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно п.6.1 Должностной инструкции главного специалиста-юриста юридического отдела муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район», утвержденной мэром муниципального образования «Нукутский район» ДД.ММ.ГГГГ, к указанной должности предъявляются следующие квалификационные требования: среднее профессиональное юридическое образование без предъявления требований к стажу.
На момент трудоустройства на данную должность ДД.ММ.ГГГГ, а также на момент проведения аттестации ДД.ММ.ГГГГ, истец имел высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», квалификация «Юрист», что подтверждается Дипломом, выданным ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах гражданского дела имеется отзыв непосредственного руководителя, подписанный председателем КУМИ МО «Нукутский район» Баертуевым А.В. ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Семёнов А.В. соответствует занимаемой должности.
Доказательств того, при вынесении решения аттестационная комиссия учитывала указанный отзыв, а также доказательств того, что Семёнов А.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствовал занимаемой должности, суду не представлено. В нарушение п.10 Положения, отсутствует отзыв непосредственного руководителя об исполнении Семёновым А.В. должностных обязанностей за аттестационный период, датированный 2022 годом. Привлечение Семёнова А.В. к дисциплинарной ответственности за аттестационный период в судебном заседании не установлено.
Напротив, истцом представлены:
1) Удостоверение о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Автономной некоммерческой организацией Институт дополнительного профессионального образования «Госзаказ», по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2) Благодарственное письмо Администрации муниципального образования «Нукутский район» выданное в 2018 году за работу в качестве члена комиссии в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Нукутский район».
3) Удостоверение о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Обществом с ограниченной ответственностью «Приволжский центр дополнительного профессионального образования» по дополнительной профессиональной программе «Противодействие коррупции».
4) Удостоверение о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Институт государственного управления и контрактной системы» о предоставлении права на ведение профессиональной деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5) Благодарственное письмо Администрации муниципального образования «Нукутский район» от 2021 года за добросовестный труд и профессионализм.
В нарушение требований п.2 Положения о проведении аттестации аттестационной комиссией не была произведена оценка результатов профессиональной деятельности Семёнова А.В. Из протокола № заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и аттестационного листа не усматривается, какие именно из должностных обязанностей, перечисленных в должностной инструкции, Семёнов А.В. не выполнял, отсутствие каких именно специальных познаний и умений препятствует ему в выполнении должностных обязанностей по занимаемой должности. Указанные протокол и аттестационный лист не содержат оценки профессиональной служебной деятельности истца, ее эффективности и результативности, в связи с чем, у суда отсутствует возможность установить, по каким основаниям Семёнов А.В. был признан аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности. При этом, краткие ответы аттестуемого ни в протоколе заседания аттестационной комиссии, ни в аттестационном листе не отражены.
Согласно части 1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд, в соответствии с требованиями ст.ст.59, 60 и 67 ГПК РФ, считает исковые требования Семёнова А.В. к администрации МО «Нукутский район» подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Семёнова Алексея Владимировича к Администрации муниципального образования «Нукутский район» о признании результатов аттестации недействительными и отмене решения аттестационной комиссии удовлетворить.
Признать результаты аттестации в отношении Семёнова Алексея Владимировича - главного специалиста-юриста юридического отдела муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» недействительными и отменить решение аттестационной комиссии Администрации муниципального образовании «Нукутский район» от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нукутский районный суд Иркутской области. Мотивированное решение составлено 15 августа 2022 года.
Председательствующий