Дело № 12-187/2024
23RS0037-01-2024-000772-31
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск 20 марта 2024 года
Судья Октябрьского районного суда города Новороссийск Краснодарского края Головин А.Ю.,
при секретаре Горбачевой Ю.В.,
с участием представителя администрации Мо г. Новороссийск по доверенности Ермоленко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Администрации МО г. Новороссийск на постановление заместителя начальника Новороссийского ГОСП УФССП РФ по КК Бессонова И.В.от 29.01.2024 г. о привлечении Администрации МО г. Новороссийск к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Октябрьский районный суд <адрес> поступила жалоба администрации МО <адрес> на постановление заместителя начальника Новороссийского ГОСП УФССП РФ по КК ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации МО <адрес> к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, в которой просит его отменить как незаконное и производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что решением Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования Администрации Мо <адрес> к ФИО6 обосвобождении самовольно занятого муниципального земельного участка, путем сноса трехэтажного капитального строения, возведенного за границами земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118056:932 по адресу <адрес>, в течение десяти дне дня вступления решения суда в законную силу. По тексту решения указано, что в случае неисполнения решения суда ответчиком, предоставить право заявителю осуществить снос с последующим взысканием расходов. Администрацией Мо <адрес>, который является взыскателем по данному исполнительному производству, не исполнено требование пристава-исполнителя Новороссийского городского отдела от ДД.ММ.ГГГГ о сносе трехэтажного строения в десятидневный срок.Требование судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ не содержит нормы права с ссылкой на требования Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а содержит ссылки на Распоряжение главы администрации (Губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р (ред ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах по предотвращению и пресечению самовольного строительства на территории <адрес>» которое носит рекомендательный характер, а также снос самовольной постройки предусмотренных случаями, указанными в части 13, 14 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (копия прилагаете»Таким образом, привлечение к административной ответственности Администрацию Мо <адрес>, в отсутствие нарушений законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве недопустимо.Установив срок исполнения решения суда по требованию в течение 10-дней,судебный пристав исполнитель не уведомил стороныисполнительного производства о проведении исполнительских действий, о времени и месте совершения применения мер принудительного исполнения, что является обязательным в соответствии со ст. 24 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», так как пунктом 10.2 ст. 68 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», принудительное освобождение земельного участка от присутствия нанем должника и его имущества является мерами принудительного исполнения. На основании вышеизложенного считают, что дата совершения мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем не назначена, требования судебного пристава об исполнении судебного акта Заявителем 10-ти дневный срок принято в нарушение законодательства об исполнительном производстве.Кроме того, Заявителем ДД.ММ.ГГГГ в Новороссийский городской отдел судебных приставов направлен ответ, согласно которому Заявитель считает, I что исполнение судебного акта за счет взыскателя возможно после принятия судебным приставом-исполнителем всех предусмотренных законом мер в рамках исполнительного производства (копия прилагается).Ранее, ДД.ММ.ГГГГ в Новороссийский городской отдел судебных приставов направлено заявление об информировании Заявителя о всех принятых мерах к должнику, с указанием, что сведения необходимы для рассмотрения вопроса о проведении мер принудительного исполнения за счет средств взыскателя (копия прилагается).Полученный заявителем ответ Новороссийского городского отдела судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Заявителя о принятых мерах, содержит только разъяснения о возможности ознакомления с материалами исполнительного производства, в соответствии с статьей 50 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» и не содержит сведений о принятых мерах в рамках исполнительного производства.
От НГОСП УФССП по КК поступили письменные возражения, в которых указано, что на исполнении в Новороссийском городском отделе судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>) у судебного пристава-исполнителя ФИО5 находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №, выданного Приморским районным судом <адрес> края по делу №.Согласно указанного выше исполнительного производства на должника ФИО6 возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда освободить самовольно занятый земельный участок путем сноса трехэтажного капитального строения, расположенного за границами земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118056:932 по адресу: <адрес>. В случае неисполнения решения суда в установленный срок, обязанностьпо сносу возложить на администрацию МО <адрес>, с последующим взысканием с должника расходов на производство необходимых работ.Решение Приморского районного суда по делу № вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени должником ФИО6 либо администрацией МО <адрес> не исполнено, при этом администрацией мер, направленных на исполнение судебного акта не принималось более 2 лет.ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела ФИО5 в рамках исполнительного производства №- ИП вынесено требование с исходящим номером 23054/23/1618870, направляемое в адрес администрации МО <адрес>. Данным требованием от администрации МО <адрес> требовалось в десятидневный срок со дня поступления требования исполнить требования исполнительного документа в полном объеме, в десятидневный срок со дня поступления требования предоставить информацию об исполнении требований исполнительного документа и/или о мерах, принятых к исполнению требований исполнительного документа, а также администрация МО <адрес> предупреждалась об административной ответственности. Требование поступило в адрес корреспондента администрации МО <адрес> в день его вынесения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим оттиском печати входящей корреспонденции.ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что требования исполнительного документа не исполнены администрацией МО <адрес>, судебным приставом-исполнителем Отдела ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, чем возбуждено дело об административном правонарушении №-АП по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации МО <адрес>.Исполнительное производство является неотвротимой частью гражданского дела, и в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.Вместе с тем, в силу положений статьи 6 Федерального закона № 229-ФЗ Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава- исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.В силу части 3 указанной выше нормы, невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекли ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.Статьей 113 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.Факт неисполнения требования судебного пристава-исполнителя по исполнению требований исполнительного документа, которым фактически обязанность по исполнению решения суда возложена на взыскателя подтверждается в полном объеме материалами дела, при разрешении вопроса о размере штрафа избрана низшая ответственность в пределах санкции, выразившееся в назначении штрафа в размере 50 000 рублей.Постановление является законным и не подлежит отмене.
В судебном заседании представитель администрации – по доверенности ФИО3 поддержал жалобу.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и административный материал, прихожу к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, чтона исполнении в Новороссийском городском отделе судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>) у судебного пристава-исполнителя ФИО5 находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №, выданного Приморским районным судом <адрес> края по делу №.
Согласно указанного выше исполнительного производства на должника ФИО6 возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда освободить самовольно занятый земельный участок путем сноса трехэтажного капитального строения, расположенного за границами земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118056:932 по адресу: <адрес>.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, обязанность по сносу возложена на администрацию МО <адрес>, с последующим взысканием с должника расходов на производство необходимых работ.
Решение Приморского районного суда по делу № вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени должником ФИО6 не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела ФИО5 в рамках исполнительного производства №- ИП вынесено требование с исходящим номером 23054/23/1618870, направляемое в адрес администрации МО <адрес>. Данным требованием от администрации МО <адрес> требовалось в десятидневный срок со дня поступления требования исполнить требования исполнительного документа в полном объеме, в десятидневный срок со дня поступления требования предоставить информацию об исполнении требований исполнительного документа и/или о мерах, принятых к исполнению требований исполнительного документа, а также администрация МО <адрес> предупреждалась об административной ответственности.
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ СПИ ФИО5 в отношении администрации МО <адрес> составлен протокол о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Новороссийского ГОСП УФССП РФ по КК ФИО4от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО <адрес> привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 12 и 13 ФЗ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнитель» производстве, обязан принимать меры по своевременному, полному правильному исполнению исполнительных документов, используя при этом предоставленные ему права в соответствии с законом и не допуская вся деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 2 статьи 105 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин в установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 ст. 107 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» в целях принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную участка или сноса строения, здания сооружения либо их отдельных конструкций судебный организацию с последующим возмещением расходов по совершению исполнительных действий.
Порядок исполнения судебных решений о сносе самовольных строений также указан в Методических рекомендациях по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений (утв. Федеральной службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ с изменениями и дополнение (далее - Методические рекомендации).Согласно разделу 3 Методических рекомендаций, судебный пристав принимает все возможные принудительного исполнения в отношении должника, установленные ФЗ-22 «Об исполнительном производстве» в том числе и по организации дальнейшего исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем за счет средств федерального бюджета (п. 3.10 Методических рекомендаций).
Из Методических рекомендаций следует, что судебный пристав исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера соответствии с положениями ст. 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель реализует предоставленные полномочия по сносу самовольных строений в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актам.
При рассмотрении административного материала должностным лицом, указано, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех (ч.1 ст. 6 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»).
Однако законные требования судебного пристава-исполнителя должны способствовать исполнению судебного решения, так как пунктом 2 ст. 5 ФЗ- 229 «Об исполнительном производстве» осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов.
Перечень полномочий судебного пристава-исполнителя указанный в статье 64 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Статей 68 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, в том числе и принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества (п. 10.2 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».
Таким образом, привлечение Администрации Мо к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ должностным лицом Федеральной службы судебных приставов не способствует исполнению обязанности судебного пристава по исполнению судебного решения о сносе, а фактически ставит заявителя на место должника.
Судебным приставом-исполнителем не представлены доказательства принятия исчерпывающих мер принудительного воздействия в отношении должника ФИО6 для принятия мер по исполнению требований исполнительного документа, для последующего обязания администрации исполнить решение суда.
Кроме того, администрация <адрес> по исполнительному листу является взыскателем, и данное лицо не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вина взыскателя Администрации <адрес> в неисполнении требований исполнительного производства отсутствует.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ отсутствует.
Таким образом, оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства на основании ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Новороссийского ГОСП УФССП РФ по КК ФИО4от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации МО <адрес> к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии решения.
Судья ФИО1