Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-49/2023 от 26.01.2023

Дело № 12-49/2023

Р Е Ш Е Н И Е

01 марта 2023 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу защитника Сары-Юрьева Николая Павловича адвоката Савенко С.П. на постановление Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.12.2022 года по делу № 5-632/2022,

У С Т А Н О В И Л

постановлением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.12.2022 года по делу № 5-632/2022 ( судья Киреев Д.В.) Сары-Юрьев Николай Павлович ( далее Сары-Юрьев Н.П. ) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с обращением в собственность Российской Федерации археологических предметов в количестве 114 штук, изъятых согласно протоколу осмотра лица, осуществившего ОРМ «Проверочная закупка» от 07.09.2022 года, протоколу обследования транспортного средства от 07.09.2022 года и протоколу обследования жилого помещения от 07.09.2022 года.

Защитник Сары-Юрьева Н.П. адвокат Савенко С.П., выражая несогласие с постановленным в отношении его подзащитного судебным актом, просит об его изменении в части наказания, а именно подвергнуть конфискации только тот предмет археологи, в отношении которого лицом были совершены незаконные действия по отчуждению.

В судебном заседании 01.03.2023года, защитник Сары-Юрьева Н.П. адвокат Савенко С.П. настаивал на удовлетворении жалобы, Сары-Юрьев Н.П. поддержал жалобу, представитель УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю возражал против изменения постановлением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.12.2022 года по делу № 5-632/2022.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения Сары-Юрьева Н.П., его представителя, представителя УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 7.15.1 КоАП РФ совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 года №2473-О, ст. 7.15.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательных требований к совершению сделок с археологическими предметами, в том числе предусматривает в качестве санкции за данное правонарушение конфискацию археологических предметов, и тем самым направлена на создание необходимых и достаточных условий для сохранения объектов культурного наследия.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности культурного наследия народов РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ( далее Закон №73-ФЗ) объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Ст. 3 Закона №73-ФЗ установлено, что под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Приложения № 1 к нему, объекты историко-культурного наследия составляют основу национального богатства страны и относятся исключительно к федеральной собственности.

Материалы дела свидетельствуют о том, что 07.09.2022г. в ходе оперативно-розыскного мероприятия, проведенного сотрудниками УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю, по адресу: <адрес>, где осуществлял деятельность Сары-Юрьев Н.П., выявлен факт совершения им сделки с археологическим предметов (одной монетой из темного металла) в нарушение требований Закона №73-ФЗ.

Согласно имеющихся в материалах дела объяснений Сары?Юрьева Н.П., полученных в ходе опроса, он коллекционирует предметы, принадлежащие к разным историческим периодам с 1959 года, в том числе предметы археологии, которые он скупает на «блошиных рынках» в г. Симферополь и г. Ялта, документация об отчуждении предметов для сделки, связанной с обменом археологических предметов, у него отсутствует, соответственно при реализации ранее приобретенных предметов археологии он никаких документов своим покупателям не представлял.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления отношении Сары?Юрьева Н.П. 07.12.2022 года протокола об административном правонарушении № 26/5/771-22, согласно которому им совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.15.1 КоАП РФ.

Факт совершение Сары-Юрьевым Н.П. сделки с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении №26/5/771-22 от 07.11.2022 года, протоколами опроса Сары-Юрьева Н.П. от 07.09.2022 года и от 07.11.2022 года, заключением ФГБУ культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический от 18.10.2022 года.

Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья Алуштинского городского суда Республики Крым пришел к обоснованному выводу о виновности Сары-Юрьева Н.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что при привлечении Сары-Юрьева Н.П. к административной ответственности по ст.7.15.1 КоАПРФ незаконно обращены в собственность Российской Федерации археологические предметы в количестве 113 штук, изъятые согласно протоколу осмотра лица, осуществившего ОРМ «Проверочная закупка» от 07.09.2022 года, протоколу обследования транспортного средства от 07.09.2022 года и протоколу обследования жилого помещения от 07.09.2022 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Согласно ч. 3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 отмечено, что судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос о таких вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности.

Как указано выше, в силу ст.3 Закона №73-ФЗ под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

П.11.ст.36 Закона №73-ФЗ установлено, что археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (п.3 ст.49 Закона №73-ФЗ )

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 23.07. 2013 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» (далее Закон № 245-ФЗ) для физических и юридических лиц, владеющих археологическими предметами, установлен запрет на их отчуждение за исключением случая передачи государству, универсального правопреемства, распоряжения законно ввезенными на территорию Российской Федерации археологическими предметами в соответствии с законодательством данного государства, а также отчуждения археологических предметов, находящихся во владении физических и юридических лиц на день вступления в силу данного закона, в порядке, установленном Законом о Музейном фонде, при условии их включения не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 26. 05.1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее Закон № 54-ФЗ) музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

В силу ст. 25 Закона №54-ФЗ при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, сторона, у которой возникают гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, принимает на себя обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. При совершении сделок, направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций. Порядок приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Заключением Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей- заповедник «Херсонес Таврический» от 18.10.2022 года установлено, что 114 предметов, изъятых в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении Сары?Юрьева Н.П., являются археологическими предметами и представляют историко –культурную ценность.

Согласно имеющихся в материалах дела объяснений Сары?Юрьева Н.П., он коллекционирует предметы, принадлежащие разным историческим периодам с 1959года, в том числе предметы археологии, которые он скупает на «блошиных рынках» в г. Симферополь и г. Ялта. При этом документация об отчуждении предметов для сделки, связанной с обменом археологических предметов, у него отсутствует.

Из указанных объяснений следует, что Сары?Юрьевым Н.П. не осуществлялись какие-либо действий по включению в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации археологических предметов, находящихся в его владении.

При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм изъятые у Сары?Юрьевым Н.П. археологические предметы, представляющие историко –культурную ценность, имеют статус изъятых из оборота, вследствие чего обоснованно обращены в собственность Российской Федерации.

Ссылка защитника Сары-Юрьевна Н.П. Савенко С.П., поддержанная последним в ходе рассмотрения жалобы на постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.12.2022 года по делу № 5-632/2022, на то, что предметы, изъятые в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия, были приобретены до введения на территории Республики Крым ст.7.15.1 КоАПРФ правового значения в рассматриваемом случае не имеет, поскольку в силу приведенных выше норм вещи, изъятые из оборота, должны быть обращены в доход государства.

Несогласие заявителя жалобы с данными выводами не является правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАПРФ,

Р Е Ш И Л

постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.12.2022 года по делу № 5-632/2022 о привлечении Сары-Юрьевна Николая Павловича к административной ответственности по ст. 7.15.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу защитника Сары-Юрьевна Николая Павловича СавенкоС.П. оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Крым С.В. Яковлев

12-49/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Сары-Юрьев Николай Павлович
Другие
Савенко Сергей Петрович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Яковлев Сергей Валериевич
Статьи

ст.7.15.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--krm.sudrf.ru
26.01.2023Материалы переданы в производство судье
22.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Материалы переданы в производство судье
01.03.2023Судебное заседание
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее