Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-92/2024 (2-3306/2023;) ~ М-3423/2023 от 23.10.2023

№ 58RS0018-01-2023-004910-52                                             № 2-92/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2024 года                                    г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Кузнецовой О.В.

при секретаре Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богомоловой Натальи Сергеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы,

установил:

Богомолова Н.С. обратилась в суд с данным иском указав, что 05.08.2022 г. обратилась в ГУ- ОПФР по Пензенской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400- ФЗ от 28.12.2013 г. Решением ГУ - ОПФР по Пензенской области    от 15.08.2022 г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400- ФЗ от 28.12.2013 г. по причине отсутствия требуемого специального стажа лечебной деятельности в сельской местности ( 25 лет). Принимая такое решение ГУ - ОПФР по Пензенской области    не засчитал    в льготный стаж, в число прочих, периоды работы в ГБУЗ «Колышлейская районная больница: с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г. в должности заведующей    Раевским фельдшерским пунктом; с 01.01.1998 г. по 30.10.1999 г. в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом,    поскольку Списками должностей    и учреждений, утвержденными Постановлением    Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (действующий до 01.11.1999 г.) предусмотрена должность «заведующая фельдшерско- акушерским пунктом- фельдшер», а должность « заведующая фельдшерским пунктом» указанным Списком не поименована; с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г. в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом, поскольку Списками     должностей    и учреждений, утвержденными Постановлением    Совмина РСФСР от 22.09.1999 г. № 1066, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 г. № 781 не    предусмотрены фельдшерские пункты, а также должность «заведующая фельдшерским пунктом». Пенсионный орган пришел к выводу, что стаж лечебной деятельности истца на дату обращения с заявлением составил 19 лет 26 дней. Истец считает указанное решение незаконным, ущемляющим ее право, в том числе гарантированное ст. 39 Конституции РФ, право на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Согласно трудовой книжке и приказов 08.09.1997 г. истец была принята на работу в Колышлейскую районную больницу сначала на временную должность заведующей Раевским фельдшерским    пунктом, а затем    переведена на должность заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г., в которой работает    по настоящее время. Данная должность уточнена приказом от 31.12.2002 г., которым должность истца приказано считать заведующей Степановским фельдшерско- акушерским пунктом- фельдшер. Как следует из тарификационных списков за спорные периоды работы истец всегда занимала штатную единицу фельдшера и    осуществляла лечебную деятельность: оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям села, своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача, организация    патронажа детей и беременных женщин и другое, т.е. выполняла работу    фельдшера, поскольку именно    для оказания медицинской помощи организовывался    фельдшерский здравпункт в селе, а не для выполнения контролирующих функций. Отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры не было, поэтому истец, будучи    заведующей     фельдшерско- акушерским     пунктом, одновременно выполняла работу фельдшера. Истец полагает, что неверное указание наименование должности не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ. Истец осуществляла лечебную работу в лечебных учреждениях, расположенных в сельской местности, и поэтому спорные периоды должны быть включены в льготный стаж. Истец просила признать решение ГУ - ОПФР по Пензенской области от 15.08.2022 г. № 220000028540/068-288346/22 об отказе в назначении досрочной пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным в части не включения периодов работы в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г. и в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г. и с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г. Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области включить в специальный стаж периоды работы в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г. и в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г. и с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г. в в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области назначить    страховую пенсию    в соответствии с    подп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях».

В ходе рассмотрения дела истец Богомолова Н.С. уточнила исковые требования, просила признать решение ГУ - ОПФР по Пензенской области от 15.08.2022 г. № 220000028540/068-288346/22 об отказе в назначении досрочной пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным в части не включения периодов работы в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г. и в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г. и с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г. Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области включить в специальный стаж периоды работы в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г. и в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г., включая курсы, в льготном исчислении, с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г., включая курсы, в календарном исчислении.    Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области определить наличие требуемого специального стажа лечебной деятельности в сельской местности 25 лет на 02.09.2022 г.

В судебном заседании истец Богомолова Н.С. поддержала доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования, с учетом их уточнения.

Представитель ответчика ОСФР по Пензенской области – Новикова Н.С., действующая на основании доверенности,    в судебном заседании выразила несогласие с иском по доводам, изложенным в решении ГУ- ОПФР по Пензенской области от 15.08.2022 г. № 220000028540/068-288346/22. Просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Выслушав     истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Так, в подп. "н" п. 1 названного Постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом "Наименование должностей" Списка и в учреждениях, поименованных разделом "Наименование учреждений".

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

В судебном заседании установлено, что Богомолова Наталья Сергеевна, Данные изъяты года рождения, 05.08.2022 г. обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ- ОПФР по Пензенской области № 220000028540/068 - 288346/22 от 15.08.2022 г. в специальный стаж, в соответствии с постановлениями № 1397, № 464, № 1066, № 781, засчитаны следующие периоды работы: с 31.12.2002 г. по 05.10.2004 г., с 02.04.2005 г. по 30.03.2020 г., с 13.04.2020 г. по 04.08.2022 г. ( при условии дополнения индивидуального лицевого счета сведениями за 2022 год) в ГБУЗ «Колышлейская районная больница» в должности заведующей Степановским фельдшерско- акушерским пунктом – фельдшер Колышлейский район Пензенской области. Установлено, что стаж лечебной деятельности Богомоловой Н.С. составляет 19 лет 26 дней.

В специальный стаж не засчитаны следующие периоды: в ГБУЗ «Колышлейская районная больница» с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г., включая период нахождения на курсах повышения квалификации, в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом, с 01.011998 г. по 30.10.1999 г. в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом, поскольку Списками должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (действует по периодам работы до 01.11.1999 г.) предусмотрена должность «заведующая фельдшеро- акушерским пунктом- фельдшер». Должность «заведующий фельдшерским пунктом» Списком не поименована; с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г., включая период нахождения на курсах повышения квалификации, в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом, поскольку фельдшерские пункты, а также должность «заведующая фельдшерским пунктом» не поименованы в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную    деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 г. № 781 ( действует по периодам работы с 01.01.2002 г. по настоящее время); с 06.10.2004 г. по 01.04.2005 г. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком 09.07.2004 г. рождения, т.к. по ранее действующему законодательству ( Кодекс законом о труде до внесения в него изменений Законом РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1, разъяснение Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5), а так же Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П отпуск по уходу за ребенком включается в стаж на соответствующих видах работ до исполнения ребенку 3-х лет, начавшийся до 06.10.1992, Правилами исчисления…, утв. Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, зачет отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии не предусмотрен; с 31.03.2020 г. по 12.04.2020 г. отпуск без сохранения заработной платы, т.к. в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 - применяются на основании п. 3 Постановления № 665 - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Всего в специальный стаж не засчитано 5 лет 10 месяцев 1 день.

Согласно трудовой книжке серии АТ- III № 8817441 на имя Богомоловой Натальи Сергеевны истец 08.09.1997 г. принята в Колышлейскую больницу временно    на должность заведующего Раевским фельдшерским пунктом – фельдшер; 01.01.1998 г. переведена заведующей Степановским фельдшерским пунктом- фельдшер; 31.12.2002 г. на основании номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР № 1000 от 23.10.78 г. фельдшерские пункты района считать фельдшерско- акушерскими пунктами, т.е. Степановский ФП считать Степановским фельдшерско- акушерским пунктом; 31.12.2002 г. считать работающей на должности заведующей Степановским фельдшерско- акушерским пунктом- фельдшер.

Периоды работы истца в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г. и в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г. и с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г. подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.

В соответствии с приказом Минздрава СССР № 1000 от 23.10.78 г. «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» (действующим до ноября 1999 года), а так же Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 № 395 (действующим после ноября 1999 года), здравпункты относятся к амбулаторно-поликлиническим учреждениям и относятся к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения ( являются структурными подразделениями) и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим, учащимся.

На фельдшерско - акушерский пункт возлагается: оказание населению доврачебной медицинской помощи; организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.); проведение комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно - гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма; проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности. Участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных пунктов. Проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.

Фельдшерско - акушерский пункт находится в ведении сельского Совета народных депутатов.

Здравпункт возглавляет заведующий: фельдшер (фельдшер общей практики) или медицинская сестра (медбрат).

В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, приложение N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года N 566, на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера- акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско- акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.

Богомолова Наталья Сергеевна в 1991 г. поступила в Сердобское медицинское училище и в 1994 г. окончила полный курс названного училища по специальности лечебное дело, что подтверждается дипломом серии СТ № 909024.

Согласно записи в трудовой книжке за № 5 от 08.09.1997 г. Богомолова Н.С. была принята временно на должность заведующего Раевским фельдшерским пунктом, фельдшера.

Согласно должностной инструкции заведующего фельдшерско- акушерским пунктом, с которой была ознакомлена Богомолова Н.С. под роспись 08.09.1997 г., в должностные обязанности заведующей пунктом входит, в том числе: ведение амбулаторного приема; обслуживание больных на дому; оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, с последующим вызовом врача и направлением больного в ближайшие лечебно- профилактические учреждения, сопровождая лично, в необходимых случаях; своевременное направление больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи в соответствующие лечебно- профилактические учреждения; выполняет врачебные назначения; подготовка больных к приему на ФАП, ФП согласно плана приезда специалистов; участие в профосмотрах населения, а также проводит: простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура и специализация мед. персонала; профилактические прививки и диагностические пробы взрослому и детскому населению; подворные обходы с целью противоэпидемических и противопаразитарных мероприятий; санитарно- просветительскую и краснокрестинскую работу среди населения; обеспечивает всю санитарно- эпидемическую и санитарно- профилактическую работу, касающуюся детского населения.

Согласно должностной инструкции заведующего фельдшерско- акушерским пунктом, с которой была ознакомлена Богомолова Н.С. под роспись 04.01.1998 г., в должностные обязанности заведующей пунктом входит, в том числе: ведение амбулаторного приема; обслуживание больных на дому; оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, с последующим вызовом врача и направлением больного в ближайшие лечебно- профилактические учреждения, сопровождая лично, в необходимых случаях; своевременное

направление больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи в соответствующие лечебно- профилактические учреждения; выполняет врачебные назначения; подготовка больных к приему на ФАП, ФП согласно плана приезда специалистов; участие в профосмотрах населения, а также проводит: простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура и специализация мед. персонала; профилактические прививки и диагностические робы взрослому и детскому населению; подворные обходы с целью противоэпидемических и противопаразитарных мероприятий; санитарно- просветительскую и краснокрестинскую работу среди населения; обеспечивает всю санитарно- эпидемическую и санитарно- профилактическую работу, касающуюся детского населения.

    Богомолова Н.С. составляла ежемесячные отчеты о количестве принятых пациентах ( в ЛПУ, на дому), проведенных процедурах, что подтверждается отчетами за декабрь 1997 г., декабрь 1998 г., декабрь 1999 г., декабрь 2000 г., декабрь 2001 г., декабрь 2002 г., копии которых представлены в материалы дела.

    В тарификационных списках на 1995 г.-1996г.-1997 г., тарификационных списках на 1998 г., тарификационных списках на 1999 г., тарификационных списках на 2000 г., тарификационных списках на 2001 г. по Колышлейской ЦРБ должность Богомоловой Н.С. значится: заведующая ФАП, фельдшер.

    Приказом по Колышлейской райбольнице № 40-к от 03.09.1997 г. Богомолова Н.С. командирована в г. Пенза, ПОБУПК на цикл усовершенствования заведующих ФАП и ФП, фельдшеров ФАП и амбулаторий с 8 сентября 1997 г. сроком на 4 месяца с отрывом от производства.

    Приказом по Колышлейской райбольнице № 9-к от 20.02.2002 г. Богомолова Н.С. направлена на повышение квалификации с 25 февраля 2002 г. сроком на 2 месяца с частичным отрывом от производства.

    Кроме Богомоловой Н.С., иных медицинских работников в Раевском фельдшерском пункте и в Степановском фельдшерском пункте, которые входили в состав Колышлейской райбольницы Пензенской области, не было, таким образом, все функциональные обязанности по охране здоровья граждан возлагались на истца, что подтверждается записями в амбулаторных картах пациентов.

    Учитывая характер работы Богомоловой Н.С. в спорные периоды, она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком, в медицинском учреждении, предусмотренном Списком, что дает право на назначение пенсии за выслугу лет.

    Согласно Постановлению Совета Министров СССР № 464 от 06.09.1991 г. работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Указанный порядок учета специального стажа подтвержден так же и Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 30 от 11.12.2012 г. (ред. от 28.05.2019 г.) п.19. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности,

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление № 1066).

     Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Так как работа истца проходила в сельской местности, что представителем ответчика не оспаривалось,    то стаж работы с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г., в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом и с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г. в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом должен быть учтен в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Период работы истца с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г., в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом должен быть учтен в календарном исчислении.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.     Богомолова Н.С. направлялась на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, курсы повышения квалификации связаны непосредственно с ее профессиональной деятельностью, являлись неотъемлемой, обязательной частью ее профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков Богомоловой Н.С. с целью продолжения профессиональной деятельности. Прохождение курсов повышения квалификации     подтверждается соответствующими свидетельствами.

        С учетом изложенного суд считает необходимым включить в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.09.1997 г. сроком на 4 месяца в льготном исчислении, с 25.02.2002 г.    сроком на 2 месяца в календарном исчислении.

             С учетом спорных периодов, Богомоловой Н.С. выработано 25 лет специального стажа лечебной деятельности в сельской местности на 02.09.2022 года.

При таких обстоятельствах,    решение ГУ - ОПФР по Пензенской области № 220000028540/068 - 288346/22 от 15.08.2022 г. об отказе в установлении пенсии является незаконным в части невключения в специальный стаж истца периодов работы в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г., включая курсы повышения квалификации,    в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г. в льготном исчислении и с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г., включая курсы повышения квалификации, в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом, в календарном исчислении.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Богомоловой Натальи Сергеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы - удовлетворить.

    Решение ГУ - ОПФР по Пензенской области № 220000028540/068 - 288346/22 от 15.08.2022 г. об отказе в установлении пенсии признать незаконным в части невключения в специальный стаж Богомоловой Н.С. периодов работы в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г., включая курсы повышения квалификации,    в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г. в льготном исчислении и с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г., включая курсы повышения квалификации, в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом, в календарном исчислении.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального    страхования Российской Федерации по Пензенской области (ОГРН 1025801358186) включить Богомоловой Наталье Сергеевне ( паспорт гражданина РФ серии Данные изъяты) в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, период работы в должности заведующей Раевским фельдшерским пунктом с 08.09.1997 г. по 31.12.1997 г., включая курсы повышения квалификации,    в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г. в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год 3 месяца, в должности заведующей Степановским фельдшерским пунктом с 01.11.1999 г. по 30.12.2002 г., включая курсы повышения квалификации, в календарном исчислении.

        Определить наличие у Богомоловой Натальи Сергеевны специального стажа лечебной деятельности 25 лет на 02.09.2022 года.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                  Кузнецова О.В.

          В окончательной форме решение принято    01.02.2024 г.

2-92/2024 (2-3306/2023;) ~ М-3423/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Богомолова Наталья Сергеевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Кузнецова Оксана Васильевна
Дело на странице суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2023Передача материалов судье
27.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Подготовка дела (собеседование)
08.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее